Хочешь знать? Имеешь право!

Региональная газета

архив номеров

  • О горькой судье и новых перспективах старых мостовых

    2014.06.20 51 0
    О горькой судье и новых перспективах старых мостовых
    Дороги, существовавшие уже в глубокой древности у разных народов, возникли из-за потребности людей во взаимодействии. Они изначально имели для них большое значение для познания окружающего мира.

    Дороги, существовавшие уже в глубокой древности у разных народов, возникли из-за потребности людей во взаимодействии. Они изначально имели для них большое значение для познания окружающего мира.

    Археологи утверждают, что homo sapiens появился на планете Земля примерно два миллиона лет назад. Из них более миллиона лет человек в буквальном смысле был привязан к месту своего обитания. Не имея возможности познавать мир и обмениваться информацией с другими племенами, первобытные кланы «варились в собственном соку», постепенно набираясь житейского опыта. Но когда люди научились приручать диких животных, процесс изучения окружающей действительности ускорился.  Ведь езда верхом оказалась намного приятнее и быстрее, чем ходьба на дальние дистанции. Уже тогда человек начал предпринимать первые попытки упростить способ передвижения в нужных ему направлениях. Он начал строить дороги. Строительство в основном сводилось к «изысканию лучших направлений проезда». Так люди стали прорубать просеки в лесах, обходить болота… С появлением «колеса» дорожное строительство активизировалось, так как именно этому новому виду транспорта потребовалось ровное и твердое дорожное полотно. Так на Земле появились дороги с искусственным покрытием.

    С развитием цивилизации развивалось и дорожное строительство. К примеру, в древнем Риме дороги были преимущественно военными путями. Они строились из гравия, булыжного и тесаного камня. Но с падением Римской империи построенные римлянами дороги разрушились, так как никто не заботился об их ремонте. Но еще и сегодня остатки этих транспортных артерий иногда обнаруживаются при глубокой распашке полей…

    Что же касается другой эпохи развития человечества, эпохи Возрождения, то и тогда в прогрессивных странах  проблеме дорожного строительства уделяли очень много внимания. То было требование  времени – время интенсивного развития торговли между городами Старого Света. Так в период с тринадцатого века были построены дороги в Швеции, Англии, Германии, Испании... Кстати сказать, именно в те далекие века в Англии впервые был установлен предел веса повозок и введено правило, чтобы экипажи держались одной стороны. А в Италии было построено несколько хороших мостовых дорог, по которым можно было путешествовать не только на носилках, но и в карете. Что же касается Германии, то в некоторых городах  этой страны были устроены мощеные дороги. Однако из-за «частых политических неурядиц» там так и не был решен вопрос с их ремонтом…

    Вот так незаметно мы подошли к основной теме нашего разговора – к ремонту черняховских мостовых, доставшихся нам от прежних трудолюбивых жителей Восточной Пруссии. И все же вы можете спросить, к чему был этот экскурс в историю? Собственно, сегодня мы хотели поговорить о черняховских улочках, вымощенных камнем. Да-да, именно о тех дорогах, которые подавляющее большинство нынешних автовладельцев со злостью называет… «музеем под открытым небом» и добавляет при этом парочку нецензурных выражений. Почему со злостью? А вы разве никогда не ездили на авто, к примеру, по улицам Советской, Тухачевского, Пушкина, Московской и по многим  другим, коим «посчастливилось» и по сей день находиться в «средневековой одежке»? Разве вы не слышали, как ужасающе гремят машины, проезжая по булыжному покрытию, не заметили, как они подпрыгивают на ямах и ухабах, образовавшихся на этих дорогах за многие и многие десятилетия? То-то же! Ведь состояние черняховских улиц, одетых в булыжник, давно уже оставляет желать не то что лучшего, а настоящей и срочной реанимации! А если вернуться к первым абзацам нашего материала, то можно с прискорбием констатировать – несмотря на то, что и «падения Римской империи» в наших широтах не предвидится, да и «частых политических неурядиц» в нашем «королевстве» нет (хочется верить, что и не будет), вопрос с ремонтом черняховских мостовых по сей день все же так и не решен.

    А ведь несмотря на ругань автолюбителей (причем, весьма обоснованную), брусчатка – это благородная старина. Брусчатка аристократична. По ней ездили кареты, запряженные парами благородных лошадей, или не спеша двигались массивные домрезы с восьмеркой першеронов ... Черняховская брусчатка родом из богемскосилезских каменоломен. Ее ломали кирками и тесовиками, или выпиливали стальными пилами из разного сорта гранита, и поэтому цвет ее серый, или отливающей синевой, со всполохами разноцветных прожилок. Ее шлифовали абразивным инструментом. Потом ее везли на баржах вниз по Эльбе или Висле …

    Черняховску на удивление удалось сохранить архитектурную целостность. Хотя бы в его историческом центре чувствуется дух старинного немецкого городка. Фасады домов, брусчатка на мостовой, уцелевшие после войны церкви – все это органически сочетается, и даже новостройки не очень портят картину. Но вот состояние старых мостовых… Это боль и беда нашего города. Жизнь слишком короткая штука, а мостовые живут долго. Но и им необходимо поддерживать форму.

    Нельзя сказать, что черняховские власти никогда не задумывались о том, что старые мостовые необходимо ремонтировать, или, если угодно, реставрировать (не будем забывать о «музее под открытым небом», коим эти мостовые сегодня являются). Если не ошибаюсь, лет пятнадцать назад бригада черняховских рабочих выезжала Германию, чтобы научиться у тамошних специалистов ремонту брусчатых мостовых. Возможно их учеба даже была оплачена бюджетными деньгами. Есть вероятность, что рабочие те ремеслу обучились. Но… Где те рабочие? Где они применяют свои знания? Бог весть… А Черняховск так и продолжает жить с горбатыми и раздолбанными мостовыми, по которым порой не то что ездить, а и ходить проблематично.

    В середине мая нынешнего года жители домов, расположенных неподалеку от перекрестка улицы Советской и Тельмана, а также остальные черняховцы, коим довелось проходить в те дни по этому отрезку улицы Советской к женской консультации или к малому рынку, были приятно удивлены открывшейся перед ними картиной. На основательно разбитой проезжей части улицы работала дорожная техника, снимавшая островки старого асфальта с булыжной мостовой. Народ повеселел. Всем (и мы не исключение) в голову пришла одна и та же вполне резонная и абсолютно логичная мысль – ремонт дороги! Действительно, тот участок дороги давно и настойчиво требовал основательного ремонта. Ни ходить, ни ездить по нему практически не представлялось возможным – одни рытвины и ухабы. Однако к концу рабочего дня все ремонтные работы… были завершены! Нет, причина такого молниеносного ремонта вовсе не в новейшей дорожной чудо-технике, и даже не в сноровке рабочих, просто как такового полноценного ремонта не случилось. А что же там делала дорожная техника, спросите вы? Отвечаем – как уже говорилось выше, она снимала старый асфальт и «заляпывала» ямы на мостовой новыми асфальтовыми «кляксами»…

    То есть, происходил самый, что ни на есть самый настоящий ямочный ремонт. Деньги на это участок проезжей части улицы были потрачены немалые. Кстати сказать, в те дни ямочный ремонт производили на многих черняховских улицах. Правда, справедливости ради стоит отметить, что не все они были покрыты старым камнем. Однако это сути не меняет. Понятное дело, что асфальтовые «кляксы» на булыжной мостовой вряд ли доживут до зимы. Вполне возможно, что их век окажется и того короче и «нашлепки» ямочного ремонта разрушатся еще раньше. Почему? Да потому, что даже не специалисту понятно – лепить асфальт на дыры в мостовой, все равно, что залепить дырку в зубе жвачкой. Согласитесь, такой ремонт оказывается и себе (то есть, бюджету) дороже, и вызывает у автомобилистов только раздражение.

    Но как же можно решить эту вроде бы не решаемую проблему? Конечно, можно напрочь и одним махом избавиться от всех этих древних дорог – разобрать булыжник и  закатать все в асфальт, да и дело с концом. Но, во-первых, мало того, что процедура эта затянется на десятилетия и будет стоить абсолютно дурных денег, так ведь еще и сам асфальт необходимо будет ежегодно ремонтировать (все мы хорошо знаем, насколько «качественно» его кладут). А, во-вторых, город, лишившись мостовых, потеряет свое очарование.

    На самом же деле все не так сложно, и велосипед в данном случае изобретать не стоит. Готовя этот материал, я зашла в Интернет и набрала в поисковике заветные слова - «укладка булыжной мостовой».  И всеведущая сеть выдала мне на «ура» 265 тысяч вариантов! Причем во многих статьях имеется подробная инструкция того, как укладывать камни, какую подушку под ними делать, как они должны соприкасаться между собой. Причем все это с иллюстрациями, так сказать, с «пошаговым рецептом приготовления». Поверьте, я, человек в строительстве и ремонте мостовых совершенно несведущий, после прочтения парочки инструкций уже что-то поняла. А потом в голову пришла простая мысль – почему бы не создать на базе одного из муниципальных предприятий бригаду, которая бы занялась ремонтом наших древних дорог? Причем работать эта бригада могла бы в рамках муниципального задания ежедневно в течение теплого времени года. Понятно, что за один весенне-летне-осенний период все городские мостовые она бы не отремонтировала. Но пару-тройку улочек в порядок бы привела. А какая бы после этого экономия получится на ямочном ремонте! Ведь булыжная мостовая такового требует не ежегодно (конечно, при условии, что ее изначально отремонтируют качественно).

    Именно с этим предложением я отправилась к главе районной администрации Сергею Щепетильникову. К удивлению, Сергей Анатольевич не посчитал мою идею глупой затеей, а всерьез к ней отнесся. Более того, через неделю после нашей встречи, он сказал, что бригаду такую обязательно создадут. 

    Ну что же, на этом я заканчиваю свое повествование о горькой судьбе черняховских мостовых. Очень надеюсь, что руководитель исполнительной власти района свое обещание выполнит, а черняховские старые дороги получат новую жизнь.

    Е.Z.

    Номер:

  • распечатать
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить