Хочешь знать? Имеешь право!

Региональная газета

архив номеров

  • Калининградские краски и петербургская пастель

    2014.06.20 64 0
    Калининградские краски и петербургская пастель
    В пятницу, 6 июня, в стенах Черняховской художественной школы им. Марии Тенишевой открылась персональная выставка питерского художника Станислава Бернштейна. А неделей ранее там же были представлены работы калининградских художников, прибывшие к нам с передвижной выставкой «Балтийский вернисаж». И начнем мы наш экскурс с той, на которой была представлена живопись и графика местных мастеров работы с холстом и кистью.

    В пятницу, 6 июня, в стенах Черняховской художественной школы им. Марии Тенишевой открылась персональная выставка питерского художника Станислава Бернштейна. А неделей ранее там же были представлены работы калининградских художников, прибывшие к нам с передвижной выставкой «Балтийский вернисаж». И начнем мы наш экскурс с той, на которой была представлена живопись и графика местных мастеров работы с холстом и кистью.

    Сразу отметим, что все авторы, с чьими работами черняховцы могут ознакомиться и сегодня, состоят в Калининградской организации Союза художников России. Заметим, что это первая творческая общественная организация, созданная много лет назад в тогда еще самой молодой области России, и является практически ее ровесницей. Творческая деятельность калининградского Союза художников строится главным образом в выставочных залах областного Дома художника. Ежегодно там проводится до двадцати групповых или персональных выставок. Ныне в организации состоят без малого сто членов Союза художников России, из которых пятнадцать носят звание Заслуженных.

    Тематика представленных работ в Черняховске на выставке «Балтийский вернисаж» была весьма разнообразной, как, впрочем, и техника их исполнения. На мой взгляд, каждый любитель живописи, да и не только любитель, а простой посетитель, имеющий отдаленной представление о направлениях в художественном искусстве, может найти для себя на этой выставке что-нибудь интересное. От фееричной фантасмагории «Вавилона» (офорт, графика, автор Н.Батаков), в которой спелись в единый клубок из тончайших нитей библейский сюжет и мотивы двух мэтров прошлого – Иеронима Босха и Гюстава Доре, до рельефного реализма «Лампы» (автор П.Торопов). Последняя работа выполнена маслом на холсте. Художник щедро использовал в своей работе серый цвет, и в результате натюрморт ожил. Зритель как бы переносится из выставочного зала за стол под открытым небом в рыбацкой деревушке, где-нибудь на берегу Калининградского залива. А заодно и на несколько лет назад, когда и ветер был свежее, и трава зеленее, и волны залива, накатываясь на песчаный берег, шумели совсем по-иному. Другое впечатление оставляет у посетителей выставки «Натюрморт с рыбой», выполненный акрилом и акварелью на бумаге (автор О.Ульянова). Тут уже полное ощущение того, что заглядываешь в окошко рыбацкого домика и видишь, как на столе с лежащей на нем рыбой играет солнечный луч. Печаль видится в «Дожде в Куршском заливе» (бумага, акварель, автор В.Ульянов). Грустят его спокойные воды, на которые падают косые нити дождя, печалятся о чем-то только им ведомом.

    А вот и другие работы. Они наполнены весной и летом. «Весенние березы» (холст, масло, автор З.Кудрина) – что может быть поэтичнее березовой рощи, залитой весенним нежарким солнышком? Наверное, поэтому посетители уделяли этой работе столько внимания. Жарким августом веет от «Натюрморта с арбузом» (холст, масло, автор В.Елфимова). И, наконец, прямо-таки безудержным оптимизмом пышет «Цвет полей» (холст, масло, автор Ю.Булычев)

    Надо отметить, что первыми зрителями на выставке были учащиеся школ города, а детское восприятие, как известно, самое тонкое и, пожалуй, самое объективное. Хотя понятие объективизма к искусству применять нельзя. К слову, открывал выставку глава района Юрий Ковылкин, с которым я долго беседовал об искусстве и, в частности, о выставленных работах. Юрий Алексеевич оказался приверженцем классики, и в определенной степени поклонником маринистов. Однако некоторые из представленных работ вызвали у него недоумение. Рассматривая работу Полины Чижевской (кстати, в прошлом году у нее была персональная выставка в Черняховске), выполненную акрилом на картоне «Весна в Тоскане», мы с Юрием Ковылкиным сошлись в одном – яркая и впечатляющая картина. И хотя на ней изображены домики итальянской области, столицей которой является сказочная Флоренция, лично мне изображенный поселок почему-то напомнил яркие рисунки болгарских художников. Но тут уж все зависит от личного восприятия.

    Как уже было сказано выше, через неделю после открытия в стенах черняховской «художки» «Балтийского вернисажа», там же открылась еще одна выставка – персональная. Любителям живописи была представлена пастораль питерского художника Станислава Бернштейна. Надо отметить, что ее открытие сопровождалось чрезмерной помпезностью. Фактически первыми посетителями выставки стали VIPы, местного и регионального розлива. Главы, замы, депутаты городского, районного советов и областной Думы, даже бывший спикер регионального законодательного собрания приехал… Впрочем, сегодня мы говорим не о зрителях, пусть даже таких титулованных, мы рассуждаем об искусстве, а точнее о выставке картин.

    Творчество Станислава Бернштейна, которого искусствоведы по праву называют мастером пастели, это ода городу на Неве. Художник родился в Ленинграде, но, судя по его творчеству, жил и трудился все же в Петербурге. Выставка, о которой я говорю, называется «Спасенный город» и посвящена семидесятилетию снятия блокады Ленинграда. И хотя при открытии выставки говорилось об ужасах блокады, ни в одной из работ автора этот кошмар не отразился. Честно говоря, техника, в которой выполнены картины Станислава Бернштейна, а это пастель, не предназначена для изображения такой тематики. Поэтика, романтизм, тишина и умиротворение – вот тот неполный спектр для пастели. И все это в полном объеме отображено на картинах художника. Зритель, переходя от одной работы к другой, как бы путешествует по Петербургу. Во всяком случае, на тех картинах, что выставлены в черняховской «художке», присутствует только Санкт-Петербург, присутствия города на Неве, носящего имя вождя мирового пролетариата, на них не ощущается. Мы видим ровные аллеи Летнего сада, тихие воды Екатерининского канала и оживленный Невский проспект. И на каждой картине теплота ранней осени. Сразу вспоминаются бессмертные строки Тютчева: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…». Собственно, виной тому краски, точнее специальные мелки, которыми и пишется пастель – мягкое золото осеннего солнца, осветившее для зрителей виды Петербурга.

    Откровенно говоря, описать работы художника очень сложно. Порой просто не хватает слов, чтобы передать фантастическую игру красок и поистине волшебную работу автора. Поэтому, согласно русской поговорке, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Если вы любите живопись, а даже если и нет, все равно посетите выставки, о которых я вам кратко рассказал. Ей Богу, не пожалеете! Во всяком случае, на полчаса вы точно забудете о серых буднях реальной жизни.

    Сергей НЕДОСЕКИН 

    Рубрики:

    Номер:

  • распечатать
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить