Хочешь знать? Имеешь право!

Региональная газета

архив номеров

  • Услуга «Мобильный развод»

    2014.07.18 51 0
    Услуга «Мобильный развод»

    На днях в редакцию заглянула супружеская пара. Пришла она к нам, как это и водится, со своей проблемой, которая, на первый взгляд, возникла буквально на пустом месте. Однако она возникла и связана… со Сбербанком. А что такое проблема с банком, многие из нас знают не понаслышке…

    И вот что нам рассказали гости редакции. Глава семейства этой супружеской пары, назовем его Владимир, работает в одной из воинских частей, дислоцированных в нашем городе. В ноябре прошлого года командование части собрало личный состав и гражданских лиц в клубе и сообщило, что всем им необходимо поменять старые «зарплатные» карты на новые. И это несмотря на то, что срок действия многих из них заканчивался лишь в 2016 году. Банковский работник, также присутствовавший на собрании, объяснил людям, что новые карты имеют более высокую степень защиты, что позволит клиентам Сбербанка уберечься от мошенников. Говорить о том, что личный состав воинской части несказанно обрадовался предложению обменять банковские карты, наверное, не стоит. Скорее, они, как люди военные, просто подчинились приказу – надо, значит, надо… На ходу заполнив бланки заявлений (а происходило все это в спешке и при определенных неудобствах), вписав в них свои личные данные и номера мобильных телефонов, народ выполнил задачу и стал ждать новых банковских карт.

    Ждать пришлось на удивление не долго. В тот же день (!!!) всем труженикам воинской части были выданы на руки новые именные «зарплатные», а если говорить официальным языком, дебетовые банковские карты. А в довесок к ним банк преподнес и «царский» подарок – практически каждому были вручены также именные карты с кредитным лимитом на 80 тысяч рублей. Кто-то такому подарку обрадовался, кто-то удивился, а кто-то пытался отказаться от него, справедливо считая, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. В числе последних был и наш визитер. Он, как мог, пытался «отбрыкаться» от подарка, но, к сожалению банковский работник не объяснил ему, что для того, чтобы отказаться от кредитной карты, уже оформленной на его имя, необходимо прийти в отделение банка и совершить ряд необходимых действий.

    Перед тем, как перейти к описанию дальнейших событий, случившихся с Владимиром и его супругой, необходимо рассказать  нашим читателям некоторые подробности, которые, как мне кажется, смогут хоть как-то объяснить, отчего вдруг у этой семьи возникла проблема. Как уже указывалось выше, бланки заявлений на замену банковских карт труженики воинской части заполняли в спешке и чуть ли не на коленке. Что же касается героя нашей публикации, то он в силу перенесенной болезни с трудом различает мелкий шрифт, которым, как известно, набирают банковские бланки. Так что заявление ему заполнял кто-то из коллег и под диктовку. И совершенно случайно номер мобильного телефона был вписан с лишней цифрой. На этот момент стоит обратить особое внимание, так как, по всей видимости, он и привел семью к финансовому краху.

    А теперь о самой проблеме. Итак, наш герой получил на руки две новеньких банковских карты – дебетовую («зарплатную») и кредитную. В момент их получения банковский работник объяснил людям, что для того, чтобы подключить услугу «Мобильный банк», необходимо либо заполнить новое заявление и оплачивать услугу ежемесячно, отслеживая при этом все операции по банковской карте, либо активировать кредитную карту, и тогда эта замечательная услуга будет работать сразу на две карты, причем совершенно бесплатно. Но так как Владимир очень далек и от электронных услуг, с компьютером в тесной дружбе не находится, мобильный телефон ему необходим только для разговоров с семьей, а банковская карта исключительно для снятия заработной платы, то, естественно, от услуги «Мобильный банк» он отказался, тем более, что не совсем понял, как ею пользоваться. Но вот ведь в чем закавыка – не объяснил банковский работник людям, получившим на руки кредитные карты, что эта услуга им уже подключена, а сама карта активирована! Во всяком случае, Владимир и его коллеги такой чрезвычайно важной информации не припомнят.

    Придя в тот холодный ноябрьский день домой, Владимир убрал банковский подарок в дальний угол и практически забыл о нем, так как пользоваться кредитной картой он и не собирался. С того дня прошло почти девять месяцев, и уже в начале июля нынешнего года к нему в дом постучался… почтальон. Работник Почты России принес в квартиру Владимира пренеприятное известие – письмо от Сбербанка. В нем банк требует… погасить кредит 80 тысяч рублей! Плюс проценты за пользование кредитными деньгами. В полном недоумении Владимир повернулся к супруге и передал ей письмо. Та, прочитав его, всплеснула руками и кинулась к заветному шкафчику за кредитной картой. Та, как и девять месяцев назад, лежала нетронутой в пакетике вместе с невскрытыми конвертом, в котором находился ПИН-код. Как же так, удивилась женщина, карта не активирована, до нее и пальцем никто не дотрагивался, а деньги с нее уплыли в неизвестном направлении.

    Сначала супруги решили, что письмо из банка – чья-то злая шутка. Но за первым требованием пришло второе, а затем и третье. А несколько дней назад Владимиру на дебетовую карту пришла его заработная плата за июнь. Он отправился к банкомату и… От зарплаты на карте осталось всего пара тысяч рублей. Остальные снял банк в счет погашения процентов за пользование кредитом. Так Владимир с супругой убедились в том, что их развели на деньги…

    Чтобы найти обидчика, толкнувшего их семью в долговую яму, наш герой отправился в правоохранительные органы, в следственный комитет, в прокуратуру. И дело завертелось. Стоит отметить, что семья, о которой мы сегодня рассказываем, очень щепетильная и крайне порядочная. А уж что касается денег, то они предпочитают не играть в кредитные игры с государством и банками. И уж лучше банк будет должен им, а не наоборот. Поэтому они заняли у родственников и друзей деньги и погасили банку внезапно образовавшийся долг. Теперь ждут, пока правоохранники найдут мошенников. Кстати сказать, служители  закона уже выяснили, что деньги с кредитной карты Владимира были сняты в московском регионе.

    А вот история, аналогичная рассказанной нам Владимиром. Ее поведала моя знакомая, которая, кстати, живет в другом регионе России. «Никогда не думала, что со мной произойдет нечто подобное. В декабре 2011 года сотрудница Сбербанка России принесла к нам на работу именные кредитные карты (никто из нас их не заказывал). Предложили взять, объясняя тем, что их уже изготовили. Ну, не отказываться же от подарка! Моя карта была с лимитом 80 000 рублей. Я заполнила положенное заявление с указанием паспортных данных и, самое главное, номера мобильного телефона. В заявлении говорилось о том, что кредитная карта будет подключена к услуге «Мобильный банк». Вместе с картой я получила запечатанный конверт с ПИН-кодом, который благополучно вместе с картой спрятала в укромном месте и забыла... В январе 2013 года мне приходит СМС, что с моего зарплатного счета списаны деньги в счет погашения задолженности по кредитной карте. Позвонила в Сервисный центр, где мне пояснили, что у меня есть кредитная карта, которая была активирована, а на данный момент мой долг составляет 42 тысячи рублей. Я обалдела, ведь карта и нераспечатанный конверт с ПИН-кодом лежат в укромном месте. Как же могла быть активирована карта? Пишу претензию в банк, попутно пишу заявление в полицию. Банк ответил в течение двух дней, что мои денежки были перечислены несколькими суммами на мобильный телефон (причем даже не на мой номер, а на номер, зарегистрированный в Кемеровской области), и посоветовали мне обратиться в Билайн, дабы вернуть их».

    Не правда ли, похожая история? То есть, на работу моей знакомой принесли уже изготовленные карты, а ей предложили просто забрать их и расписаться в ордерах за то, что карты получены! И если бы она даже отказалась ее брать, то все равно ничего не изменилось – с момента выдачи карты она уже считается активной!
    Ну, а теперь о наших предположениях, которые, уверена, окажутся весьма полезными всем черняховцам, пользующимся любыми банковскими картами, как дебетовыми, так и кредитными. Те удобства, которые предоставляют своим владельцам пластиковые карты, разумеется, не прошли мимо внимания различного рода мошенников. Рост мошенничества с использованием пластиковых карт растет пропорционально числу «кредиток», выпускаемых банками. Каждый владелец пластиковой банковской карты должен всегда понимать, что существует достаточно высокий риск стать жертвой мошенников, действия которых приобретают сегодня все более изощренный характер. При этом мошенники используют новейшие достижения электронной и компьютерной техники, что делает их выявление достаточно сложной задачей для правоохранительных органов. Хотя в случае с Владимиром говорить об использовании новейших достижений электронной и компьютерной техники не приходится. В данном случае, на наш взгляд, «виновата» услуга «Мобильный банк». Почему? Вот вам и ответ. Вы, наверное, помните, что в начале материала я рассказывала о том,  что при заполнении заявления на получение банковской карты коллега Владимира неверно указал номер его мобильного телефона, добавив в него по оплошности лишнюю цифру. Так что, скорее всего, сообщение на мобильный телефон пришло другому человеку. А последняя «лишняя» цифра в номере при наборе просто автоматически «отсеклась». К несчастью для Владимира и его супруги владелец «отсеченного» номера оказался нечистым на руку гражданином, и с удовольствием воспользовался предоставленным ему случаем. Понятное дело, непосредственно  банковской карты у него на руках не было, зато в СМС-уведомлении был указан номер банковского счета. И ничто ему не мешало, к примеру, постепенно переводить чужие кредитные деньги на мобильный телефон, а затем обналичивать их за небольшой процент у операторов мобильной связи. Видимо именно таким образом и были обналичены все 80 тысяч с кредитной карты Владимира в период с марта по апрель нынешнего года.

    А теперь небольшая, но очень важная и полезная информация. Дело в том, что услуга «Мобильный банк»  «привязан» к номеру телефона, который клиент указал при подключении к сервису. Практически ежедневно на любой номер мобильного поступают информационные СМС-уведомления. Помимо рекламных предложений, сообщения могут содержать и личную информацию – пароли, коды авторизации... К сожалению, из-за нашей собственной безответственности, эти данные может заполучить почти любой человек. Как? Очень просто. Предположим, по какой-то, только вам известной причине, вы решили поменять номер своего мобильного телефона. Для этого вы приобретаете новую СИМ-карту у любого оператора мобильной связи. Но вы напрочь забываете о том, что на ваш старый номер была подключена услуга «мобильный банк». А поэтому вы не предпринимаете никаких действий, чтобы ее отключить и «завязать» на новый номер телефона. В связи с этим стоит владеть информацией о том, что через определенное время ваш старый номер продадут новому владельцу. А его обладателю на мобильный телефон так и будут поступать СМС-уведомления о балансе вашего банковского счета, так как кредитное учреждение продолжает сотрудничать с вами по старому номеру мобильного телефона – вы ведь не сообщили ему о своих изменениях! Более того, новый владелец вашего старого номера, окажись он человеком с нечистой совестью, запросто сможет осуществлять управление вашим банковским счетом. Как, впрочем, случилось с Владимиром.

    «Мобильный банк» используют многие клиенты банков, поэтому оказаться жертвой кражи может каждый, кто решит сменить номер телефона, но забудет сообщить об этом в кредитное учреждение. Мобильный оператор в такой ситуации играет лишь в роль посредника: передает уведомления и команды между клиентом и банком. Непременно надо знать и то, что обращаться с заявлением «перепривязать» номер необходимо именно в банк. При этом банк не имеет возможности проконтролировать смену владельца номера, а отключить услугу «мобильный банк» имеет право только сам клиент по письменному заявлению, оформленному в офисе банка.

    В заключение добавим, что с 1 декабря 2013 года вступил в силу закон «об отмене «мобильного рабства», в соответствии с которым россияне смогут сохранять свой номер телефона при смене оператора сотовой связи. Плата за такую услугу не должна превышать 100 рублей. Поэтому необходимость уведомлять банк о смене абонентского номера частично отпадет.

    Что же касается «кредитной» истории Владимира, то мы обязательно будем ее отслеживаться. И уже после того, как все разбирательства закончатся, мы непременно сообщим об исходе этого дела нашим читателям. 

    Вильгельмина ШРАЙБИКУС

    Рубрики:

    Номер:

  • распечатать
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить