Хочешь знать? Имеешь право!

Региональная газета

архив номеров

  • Мистика, суеверия и куклы

    2017.03.24 5 0
    Мистика, суеверия и куклы
    Совсем недавно в «Замке Инстербург», который периодически радует нас любопытными и по-настоящему интересными проектами, состоялся мастер-класс по изготовлению традиционной русской куклы.

    Совсем недавно в «Замке Инстербург», который периодически радует нас любопытными и по-настоящему интересными проектами, состоялся мастер-класс по изготовлению традиционной русской куклы.

    Однако первое занятие мастер-класса, которое состоялось 18 марта, посетили в основном только журналисты. Но руководителя направления Наталью Каркину это обстоятельство нисколько не смутило, и она, не долго думая, усадила работников пера за стол, на котором уютно расположились все необходимые ингредиенты для творческой работы. Но прежде, чем начать довольно кропотливый и  увлекательный процесс изготовления кукол, ведущая мастер-класса поведал собравшимся, историю русской куклы.

    Традиционной игрушкой в быту русской деревни, даже в самых бедных крестьянских семьях, с давних времен была тряпичная кукла. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. А с пяти лет такую игрушку могла уже смастерить любая девочка. Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки девочки-подростки брали с собой своих кукол. И именно по ним старшие судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство наряда. Куклы делились на обрядовые, обереговые и, конечно же, игровые. Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо. Владелицы кукол никогда не разбрасывали их по дому, не расставляли, а бережно хранили, как самые драгоценные сокровища, в сундуке. Все обереговые куклы передавались по наследству – из поколения в поколение, так как считалось, что чем старше и древнее кукла, чем больше у нее было владельцев, тем сильнее ее магические свойства. Все обереговые куклы изготовлялись без использования колющих и режущих предметов. В те давние времена считалось, что треск разрываемой ткани отпугивал злых духов. К тому же обрядовые куклы не имели лица. В крестьянской среде изображение глаз и рта на кукольном лице  было под запретом. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины обычно отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Ведь глаза, нос, рот, уши, пусть даже и нарисованные – все равно есть некие врата, через которые происходит связь с мистическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема – сама по себе. Только в таком молчании и можно сохранить тайну рода, семьи. Примечательно еще и то, что в изготовлении кукол использовали не только натуральные ткани типа льна, но и различные крупы. Считалось, что чем старее ткань, чем дольше ее носил предыдущий владелец, тем более сильными магическими свойствами будет обладать оберег. Любопытно еще то, что абсолютно все куклы, помимо магических, обладали и практичными, если можно так сказать бытовыми свойствами. Так кукла «крупиничка», помимо магического влияния на прирост урожая, выполняла роль неприкосновенного запаса, на случай голода. В тяжелые времена хозяйка, в случае неурожая, всегда могла отвязать мешочек с крупой от куколки и приготовить из него ужин для всей семьи. Так семья могла выиграть несколько дней, пока глава семьи не найдет выхода из сложившейся ситуации.     

    Основой для всех обрядовых и обереговых кукол, была так называемая «столбушка». С нее участникам мастер-класса и предстояло начать занятие по изготовлению традиционной куклы. «Столбушка» делается очень просто. Для этого необходимо взять квадратик натуральной ткани, свернуть его в три раза и закрутить. Тем самым получится твердый столбик. Затем этот столбик обматывают веревочкой, причем количество витков должно быть только четным. А вот уже расположение обмотки – посередине, вверху или внизу – указывает на то, какую куклу вы собираетесь сделать.

    Чтобы не усложнять жизнь слушателям мастер-класса, для первого раза Наталья Каркина выбрала две обрядовые куклы, практически идентичные по методу изготовления. Первая кукла - «пеленашка» - делается на основе вышеупомянутой «столбушки». Столбик такни, обматывают тремя веревочками в трех разных местах, сверху, снизу и строго посередине. Затем ее оборачивают в платок, словно пеленают ребенка (отсюда и пошло ее название) и снова подвязывают. Собственно вот и все – куколка готова! В старину эту поделку клали новорожденному в колыбель, и лежала она там аж до самого крещения малыша. Малыш сжимал куколку в ладошке, тем самым разрабатывая пальчики – как сейчас говорят, моторику пальцев.  После церковного обряда  крестильную рубаху клали в сундук, а рядышком с ней и «пеленашку». И доставали ее уже только тогда, когда девочка покидала отчий дом и ехала венчаться. Тогда ей на колени усаживали либо маленького ребеночка, либо же, если все детки в семье выросли, клали именно ее первую куклу.

    Еще одна обрядо-обереговая кукла, которую мастерили в тот день на мастер-классе, носила название «крупиничка». Она делается так же, как и «пеленашка», за исключением разве того, что ткань перевязывают таким образом, что у куклы появляются ручки, ножки и талия. Снизу к куколке привязывали мешочек с крупой и ставили такую важную поделку рядом с иконками в надежде на то, что урожай будет хорошим. В те времена существавала и еще одна важная традиция  - засевать первую борозду несколькими зернами из мешочка куклы с неприкосновенным запасом. Считалось, что коль сделал так крестьянин, то и урожай будет богатым. Примечательно то, что при изготовлении этой куклы у некоторых участников мастер-класса возникли проблемы. Оказалось, что, на первый взгляд, несложная задача, не так уж и легко выполнима. Но опытная Наталья Каркина быстро помогла каждому гостю перевязать, свернуть и расправить куколку. И, вот уже на столе лежат восемь совершено разных человечков, изготовленных собственными руками участников мастер-класса. Каждая из них без лица, но в каждой угадываются человеческие черты. И вполне возможно, что при изготовлении куколки к ней перешла частичка души ее хозяина.

    Вот таким познавательным и получился мастер-класс по изготовлению традиционных кукол. Пускай мероприятие посетили всего лишь несколько человек, мы верим, что в городе все же найдутся те люди, кому этот волшебный процесс изготовления кукол будет очень интересен. И они обязательно посетят следующий мастер-класс Натальи Каркиной, который пройдет в «Замке Инстербург» 26 марта в в два часа пополудни.

    Федор Е. Диденко

    Рубрики:

    Номер:

  • распечатать
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить