Хочешь знать? Имеешь право!

Региональная газета

архив номеров

  • Черняховск - цветная провинция

    2013.08.27 64 0
    Полистав подшивку местной прессы, начиная с 90-х годов, почитав статьи, в которых компетентные лица рассуждают о том, что принесет нашему муниципалитету экономическое благополучие, можно сделать вполне конкретный вывод. Львиную долю в благосостояние Черняховска и района привнесет развитие в нем туристического бизнеса.

    Полистав подшивку местной прессы, начиная с 90-х годов, почитав статьи, в которых компетентные лица рассуждают о том, что принесет нашему муниципалитету экономическое благополучие, можно сделать вполне конкретный вывод. Львиную долю в благосостояние Черняховска и района привнесет развитие в нем туристического бизнеса. Конечно, по этому поводу можно долго спорить, вспоминая, что когда-то у нас были крупные градообразующие промышленные предприятия. К примеру, Техмаш, ЧАРЗ, ДОК, КПД, молокозавод... И именно эти монстры составляли экономическую основу района. Но их время, к сожалению, ушло... И поэтому мы не будем вдаваться в бесполезные споры, а поговорим о том направлении, которое в силу определенных причин стали называть приоритетным. Впрочем, причины эти как раз понятны и закономерны.

    Богатая история нашего города оставила после себя огромное количество памятников старины. Плюс к этому великолепные лесные массивы, изрезанные множеством ручейков и речушек. Множество естественных и искусственных водоемов, имеющихся на территории района. Все это и многое другое, по мнению тех, кто видит Черняховск, как туристический объект, является стартовым капиталом для развития у нас туристического бизнеса.

    Что ж, спорить о том, что у нас в наличии имеется богатый материала для привлечения туристов, трудно. Вопрос в другом, в каком состоянии он находится? Нет, есть отдельные элементы, которые уже не первый год работают этакими туристическими маяками, привлекающие своим светом любителей путешествовать. К таким объектам относятся замки Инстербург и Георгенбург. По некоторым данным за сезон через замок Инстербург проходит около пятнадцати тысяч туристов. Чуть меньше принимает у себя замок Георгенбург. Обусловлено это тем, что в полную силу как туристический объект маевский памятник старины стал работать совсем недавно. Но это дело поправимое - в умелых руках, а они там имеются, замок Георгенбург в скором времени может запросто превратиться в один из важнейших туристических объектов не только Черняховска, но и области. Отдельной точкой на карте достопримечательностей нашего муниципалитета стоит башня Бисмарка. Ныне этот архитектурно-исторический памятник находится в плачевном состоянии. Но есть надежда, что в скором времени ситуация там изменится. На сегодняшний день существует проект реконструкции башни, созданный студентами-практикантами, работавшими в Черняховске в рамках проекта «ИнстерГОД». Сейчас сей проект «кочует» по Германии в поисках иностранных инвесторов. Однако вполне реально, что им заинтересуются и местные предприниматели-меценаты. В свою очередь районная власть готова сесть с любым из них за стол переговоров в плане софинансирования реконструкции объекта.

    Имеется в районе и такое направление, как водный туризм. Ежегодные сплавы на байдарках по Анграпе тому подтверждение. Однако плохо обстоит дело, а если уж откровенно, то вообще никак, с обустройством пляжей на водных объектах района. И это при том, что уютных мест для отдыха на лоне природы на берегах озер и рек в районе предостаточно. Дело за малым - привести их в надлежащее состояние. В наличии потенциал и для развития агротуризма. И это не только базовый материал в виде хуторов и гостевых домов, но и конкретные специалисты, изучавшие подобную сторону туристического бизнеса в соседней Польше. В общем, как вы понимаете, стартовая площадка для развития туризма в городе и районе есть. Но главная достопримечательность этой площадки в том, что материалы для работы на ней, образно говоря, свалены в кучу. И надо бы кому-то взять, да и разгрести это собрание разрозненных фрагментов. Разложить их по полочкам, собрать туристический трактор по винтикам и запустить его пахать целинное черняховское поле туризма.

    По идее, означенную выше работу должна была бы взять на себя местная власть. Скажем так, что робкая попытка с ее стороны все же была. Но взялась она за эту работу не стой стороны. Внимание чиновников районной и городской администраций уделялось и уделяется только лишь отдельным лоскутам туристического полотна муниципалитета. А вот сшить его в единое целое некому.

    Много лет в областном центре с успехом проходит международная специализированная выставка «ЯнТур: Туризм. Спорт. Отдых». Именно на ней Черняховск много лет представляла не администрация муниципалитета, а НП «Фонд «Дом-Замок» (замок Инстербург). Причем представители этой организации выставлялись на «ЯнТуре» самостоятельно, то есть, местная власть к их стенду не имела никакого отношения.

    Как вы помните, в 2010 году на базе замка Инстербург впервые стартовал проект «ИнстерГОД», который неожиданно для самих обитателей замка раздался вширь, став по-настоящему масштабным. О том, что он дал городу и району, мы уже неоднократно писали. Поэтому сейчас не будем останавливать подробно на всех его достижениях. Скажем только, что благодаря ему в Черняховск прибыли представители группы компаний «Прогрессор». А если проще, то молодые креативные архитекторы исследовали город и район, что называется, вдоль и поперек. Исследования их показали, что наш муниципалитет однозначно может и должен стать туристическим. Для этого необходимо только объединить в единое целое власть, представителей бизнеса и энтузиастов. И после этого ставить туристический паровоз на рельсы.

    Одна из таких попыток состоялась в феврале текущего года. Прогрессоры собрали заинтересованных лиц в художественной школе. Тогда сторонники развития туризма в районе и городе говорили много. Но среди всей «воды», что «лилась» на упомянутой встрече, появилось зерно истины. К удивлению самих прогрессоров, тема стала стремительно развиваться. Руководитель общественной организации, базирующейся в замке Георгенбург, Алексей Яловой и его супруга Виктория, взяли на себя труд создать туристические сайт и карту города и района. И буквально на днях, 25 марта 2012 года, в замке Инстербург состоялась презентация-обсуждение созданного упомянутыми энтузиастами рабочего проекта, на которую были приглашены общественники, предприниматели и представители власти. В числе последних оказался и депутат областной Думы Сергей Щепетильников.

    Итак, как я уже заметил выше, потенциал для организованного (а не хаотичного) развития туристического бизнеса в Черняховске имеется. Теперь появилась и отправная точка для координации этого направления в экономико-туристической жизни города. На упомянутой презентации, кроме сайта и карты, был представлен и так называемый бренд Черняховска - «Черняховск туристический. Цветная провинция». И, соответственно, логотип к нему, один из вариантов которого мы и представляем нашим читателям. Сразу отметим, что практически все собравшиеся единодушно одобрили представленный проект. А депутат областной Думы подчеркнул, что энтузиасты, создавшие сайт, карту и туристическую марку города, выполнили за чиновников добрую половину работы по развитию турбизнеса в нашем муниципалитете.

    Но в процессе обсуждения темы у собравшихся возникли некоторые разногласия. Касались они слова «провинция» в логотипе Черняховска. Мол, вроде как очень уж уничижительно получается. Но давайте разберемся, так ли это на самом деле? По факту наш город - провинциальный, и в этом абсолютно ничего плохого нет, а уж тем более уничижительного. Поэтому с этой точки зрения все правильно. Кроме того, «провинция» в сочетании с прилагательным «цветной» имеет оттенок романтизма и уюта. Того уюта, который влечет туристов из крупных мегаполисов в тишину и размеренный покой уездный городов. Кстати, слово «цветной» в название туристического логотипа также появилось не случайно. Влияние оказали несколько факторов. Первый и самый главный - наследие известного немецкого архитектора Ганса Шароуна знаменитый «Пестрый ряд» на улице Элеваторной, известный чуть ли не всей Европе. Еще один нюанс, повлиявший на появление слова «цветной» - «горбатый» мост, один из символов Черняховска. При прежних хозяевах этой земли он именовался Радужным. И третий фактор - легендарное инстербуржское кафе «Зеленая кошка», которое находилось неподалеку от замка Инстербург. В общем, все подталкивало создателей к тому, чтобы Черняховск позиционировал себя в мире туристического сообщества как «Цветная провинция». Именно поэтому логотипом города стал и ряд цветных домов, и зеленая кошка.

    А теперь несколько слов о сайте. Он пока еще находится в разработке. Хотя, будем говорить откровенно, по своей сути он будет постоянно дополняться и дорабатываться. Как, впрочем, и туристическая карта Черняховска и района. Это и понятно ведь на них будет отражена вся необходимая информация для туристов и гостей города - новые кафе, автостоянки, магазины и многое другое. По мере их появления, они должны будут появляться и на сайте, и на карте. На сайте любой желающий сможет ознакомиться с достопримечательностями Черняховска и получить исчерпывающую информацию о том, где и что можно поесть, где припарковать машину, где приобрести сувенирную продукцию и различные приятные мелочи на память о нашем городе, а также узнать историю города, его легенды и тайны. Карта же, помимо виртуального, будет иметь и вполне материальное воплощение. Уже заказан огромный баннер, который энтузиасты, объединившись в вольное, как они себя самопровозгласили, сообщество оптимистов «Цветная провинция», надеются вывесить на центральной площади города. Будем надеяться, что местная власть препятствовать им в этом не будет. Тем более что некоторые шаги в поддержку работы сообщества ей уже сделаны.

    Первый из них тот, что в нынешнем году для представления в апреле нашего района на международной выставке «ЯнТур» администрацией города выделены деньги - 40 тысяч рублей. И впервые за много лет на этой престижной выставке будет представлен стенд не отдельного объекта - замка Инстербург, а всего Черняховска.

    Стоит сказать несколько слов и об идее, которую предложили члены вольного сообщества. Если говорить коротко, то она заключается в следующем - использовать то, что есть под рукой. Улицы, дома, парки, водоемы и прочее. И водить туристов по ним должны «радужные» вожатые-экскурсоводы. Предполагается, что это будут люди разных профессий. И рассказывать гостям о родном городе они будут, опираясь на свое видение и понимание достопримечательностей Черняховска. Да, пока нам не хватает современных городских легенд и мифов, но их можно вспомнить или создать. К примеру, жители немецкого города Гаммельна превратили печальную легенду о крысолове в прибыльную статью местного бюджета. Чем мы хуже? Между прочим, в числе рабочей группы, обсуждавшей представленный проект, была и студентка БФУ им.Канта, которая сразу согласилась стать одной из таких вожатых. И она готова создать туристические маршруты по городу на разнообразную тематику.

    Бренд создан. Имеются в наличии и первые экскурсоводы. Дело только за малым - создать координационный центр или бюро. Пока роль такого центра взяли на себя замок Инстербург и упомянутое вольное сообщество «Пестрый ряд». И сделали они это на общественных началах. Что дальше? А дальше вот что. Как пояснил нашему корреспонденту Игорь Ерофеев - специалист управления культуры районной администрации, отвечающий за молодежную политику, и на которого с недавнего времени возложены обязанности курировать туризм, деньги на первоначальные мероприятия выделены и прописаны отдельной строкой в бюджете. Им уже разработан и план дальнейшей работы. Что касается создания координационного центра, то, как предполагает Игорь Васильевич, он, скорее всего, останется в замке Инстербург.

    Подводя итог, хочется отметить, что наконец-то сделано то, что давно надо было сделать. Тот самый первый шаг - создать бренд и карту, с которой должен начинаться любой город, позиционирующий себя, как туристический. Плюс к этому начались подвижки со стороны местной власти. Осталось только расшевелить предпринимателей. А энтузиасты - они есть всегда!

    Сергей НЕДОСЕКИН

    Рубрики:

    Номер:

  • распечатать
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить