Добавление новости

##* *## ######### ##* *## ######### ##* *## *****###* ##* *## ####### *###* *###* ##* *## ####### *#####* ###* ##* *## ***##** ###*### *### ##*###*## *## ##* *## ###* ##*###*## *## ##* *## *### ######### *## ##* *## ###* ######### *## ##* *## *### ####*#### *## ##* *## *###* ###* *### ***##** ###*### *###***** ### ### ####### *#####* ######### ##* *## ####### *###* #########
icon_gotop
16+
autorisation
Войти | Регистрация
Региональная газета Черняховского района Калининградской области

Не наш, но веселый

2013-11-27

В конце восьмидесятых годов прошлого века пал «железный занавес», отделявший мир загнивающего капитализма от стран соцсодружества. И с того момента на граждан, воспитанных в духе соцреализма, обрушилась лавина западной культуры.

С одной стороны это «монстры» шоу-бизнеса, шедевры голливудской фабрики грез, а с другой – мы начали знакомиться с новыми праздниками, о которых до этого слыхом не слыхивали. День святого Валентина или День всех влюбленных, Хэллоуин или День всех святых – эти праздники, как ни странно прижились у нас, в какой-то мере адаптировавшись к нашей российской действительности. До первого из упомянутых выше праздников еще не скоро, а вот второй мы отпраздновали почти месяц назад. Ведь День всех святых празднуется 1 ноября, а Хэллоуин, который с ним ассоциируется, отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября. Только давайте не будем сразу же, с порога, чернить этот праздник и отметать его, как чуждый православию. Никто, собственно, и не утверждает, что это церковный праздник. Да, в православном календаре его нет, как нет его и в католическом, причем в последнем, как я уже сказал выше, имеется День всех святых, отмечаемый 1 ноября. И это не просто совпадение.

Как вы понимаете, настало время немного окунуться в историю. Празднику, о котором идет речь, более двух тысяч лет. Когда-то его отмечали племена кельтов, бриттов, населявших в далекие времена туманный Альбион, а также народ богини Дану и сыны Мил Эспейн, разделившие когда-то в древности между собой земли Ирландии. Тогда и новый год отмечали два раза. Первый – после сбора урожая в конце октября, а второй – поздней весной с наступлением устойчивой теплой погоды. Первый назывался Самайн или Самхейн, и праздноался он в ночь с 31 октября на 1 ноября, а второй Белтейн – отмечавшийся в ночь с 30 апреля на 1 мая. Первый праздник был чисто крестьянским и знаменовал собой окончание одного сельскохозяйственного года и начало следующего. Второй, хоть и был связан с началом пахоты, все же носил более сакральный характер – торжество жизни над смертью, пробуждение природы от зимней спячки. Но нас сегодня более интересует осенний праздник.

Во время празднования Самайна жители древней Англии и Ирландии приводили с полей скот. Часть животных забивали и съедали сразу же, другие шли под нож несколько позже. Самайн считался временем, когда  как бы исчезали все привычные преграды между миром смертных и потусторонним миром. Считалось, что в это время духи из мира мертвых могут свободно наведываться в гости к простым смертным и наоборот – живые могут побывать в загробном мире. Именно эта связь Самайна со сверхъестественными силами и объясняет присутствие вовремя празднования Хэллоуина ведьм, колдунов и прочих представителей потустороннего мира. Ведь именно Хэллоуин принял в свое время  эстафету у кельтского Самайна. Христианство, естественно, не хотело мириться с языческим праздником. Но искоренять из умов новообращенных христиан один из четырех главных праздников огнем и мечом, по мнению церковных пастырей, было бы не разумно. Поэтому вновь в ход пошел испытанный метод – замены языческого праздника на христианский. Согласно булле папы римского Григория III в девятом веке праздник День всех святых был перенесен на первое ноября. Это было сделано для того, чтобы искоренить языческие традиции, однако случилось обратное. Самайн, который начал уже забываться, стали праздновать вновь. Предпраздничная ночь на староанглийском языке звучала как All Hallows Even (Вечер всех святых), или сокращенно Halloween. Так и появилось современное название этого праздника. И все же надо отметить, что не только католическая церковь подменяла языческие праздники своими. Православная церковь использовала те же методы – вспомним, что языческий праздник Ивана Купалы в православии отмечается, как рождество Иоанна Крестителя или Иоанна Предтечи.

Однако вернемся к Самайну-Хэллоуину. Неотъемлемым атрибутом этого праздника является традиция вырезания на тыквах смешных или устрашающих, это уж как кому кажется, рожиц. Затем внутрь оранжевого овоща помещали свечу и получали фонарик, который назывался Jack-o-lanterns – Джек-фонарик. Именно этому фонарику предназначалось отпугивать нечисть от дома, а еще древние кельты верили в то, что с его помощью духи из потустороннего мира находят дорогу обратно, покидая мир живых до следующего Самайна. А вообще, у англичан и ирландцев есть легенда, мол, жил некогда жадный и многогрешный кузнец по имени Джек, который был настолько хитер, что обманул самого дьявола. В результате враг рода человеческого отказался от души кузнеца. Однако за свои грехи, райские кущи последнему не светили, и его после смерти отправили бродить по земле в образе пугала с головой-тыквой. Может так, а может и не так, кто знает?.. В середине семнадцатого века начинает складываться традиция просить в ночь с 31 октября на 1 ноября у хозяев домов сладости. Для этого взрослые и дети наряжались в маски и костюмы… А в 1978 году на экраны сначала США, а затем и Европы вышел художественный фильм режиссера Джона Карпентера «Хэллоуин». Именно благодаря этому ужастику осенний праздник у большинства непосвященных вызывает резко негативную реакцию.

Собственно, к чему я все это поведал? Нет, не к тому, чтобы популяризовать, по мнению некоторых, чисто американский праздник, а для того, чтобы рассказать, как черняховская молодежь отметила Хэллоуин. И не какая-то там абстрактная молодежь, а та, что тусуется на «Веранде». Напомним, что так называется неформальное молодежное объединение, штаб-квартира которого расположена на веранде бывшего Дома офицеров, носящего ныне имя Городской театр. Упомянутая молодежь уже успела провести два довольно масштабных мероприятия. Одно из них прошло летом, в рамках молодежного форума, и включало в себя городской карнавал. Второе, сентябрьское – праздничная программа на День города. И одно, и второе мероприятие прошло на территории городского парка. И вот в субботу, 2 ноября, на «Веранде» отмечали День тыквы. Почему так, а не Хэллоуин или, на худой конец, Самайн? Об этом чуть ниже.

Накануне я и мой коллега получили устное приглашение от обитателей «Веранды» посетить их и посмотреть, как они празднуют День тыквы, который, для всех звучит как Хэллоуин. Почему они поменяли название? По словам молодежи с «Веранды», чтобы не пугать непосвященных. Мы, корреспонденты «Право знать», люди закаленные – нас вампирами, ведьмами и прочей нечистью не испугаешь. В общем, приглашение мы приняли. Нас предупредили, что праздник будет костюмированным, поэтому появиться на нем было бы желательно в каком-нибудь сказочном образе. Цеплять на голову рожки, сверкать вставной вампирской челюстью или нахлобучивать на голову шляпу волшебника я не стал даже несмотря на то, что все перечисленные выше атрибуты Хэллоуина в наличии у меня имеются. Но совсем быть не в теме я тоже не хотел, поэтому закинул за спину рюкзачок в форме гробика, украшенный сочной картинкой с огнедышащим драконом, уложил него фотокамеру и отправился на праздник. Мой же коллега категорически отказался рядиться. Свой отказ он аргументировал тем, что идет работать, а в черном балахоне можно запутаться и расквасить нос… Впрочем, не будем утомлять читателя нашими сборами.

Вход на «Веранду» был оформлен в стиле осеннего праздника, когда грань между сказочным и настоящим стирается. В начале тропинки, ведущей к дверям веранды, был установлен «портал» из двух стремянок, обмотанных туалетной бумагой. С одной из них навстречу приходящим скалился Джек-фонарик, к другой в гордом одиночестве прислонилось помело, которое, видимо, к празднику, было украшено бантом. Вдоль всей тропинки висели фонарики со свечками внутри. Разрисованная и разряженная молодежь деловито сновала туда-сюда, заканчивая приготовления к празднику. Среди ряженых были замечены зловеще улыбающийся Джокер, какое-то подобие мумии, с торчащей из головы берцовой костью, там же тусовалась стайка ведьмочек и каких-то молодых людей с невообразимым гримом на лице, сравнимым разве что с боевой окраской индейцев из племени апачей.

Помещение «Веранды» было условно разделено на три части – закулисье (оно же гримерка, оно же кабинет), кухня и собственно сама веранда – место, где все и происходит. А происходит там многое. К примеру, каждое воскресенье молодежь на веранде смотрит фильмы. И не какие-нибудь, а те, что относятся к категории серьезных картин, ставящих перед героями сложные психологические и жизненные вопросы…  Однако, мы снова отвлеклись.

В упомянутом закулисье в спешке наряжались и гримировались участники мероприятия – до начала праздника оставалось совсем немного времени. На кухне кипятился чай в… большом эмалированном ведре Почему в ведре? По мнению обитателей веранды, именно эта посуда почему-то наиболее соответствовала духу праздника. К чаю предлагалось печенье, кексы и пирог. Что-то было куплено на собранные средства, а что-то испечено собственными силами. В зале на большом экране мелькали кадры культового мультфильма Тима Бертона «Труп невесты». Тем временем на улице стремительно темнело, а потому участники праздника вышли во двор, чтобы зажечь свечи в фонариках и тыквах.

Праздник начался. Как уже было сказано выше, вся программа была подготовлена самими участниками Дня тыквы. То были викторины с интересными вопросами, концертные номера, среди которых выступление звезд «Веранды» - дуэта «Wild Wild West», цирковой номер участницы цирковой студии из районного Дома культуры и многое другое…

В какой-то момент на территории «Веранды» случилось мистическое происшествие. Из-за угла показалась почтенная дама. Держа над головой зонтик (накрапывал небольшой дождик), она не спеша, как воевода дозором владенья свои, обошла территорию и подошла к окну «Веранды». Судя по всему, то была дежурная из Городского театра. Дама долго вглядывалась через оконное стекло в полумрак помещения, освещаемого только светом фонариков. Наконец, ее мысленный посыл достиг цели, и к ней вышла хозяйка «Веранды» Арина Смирнова. Замечу, что пока мой коллега щелкал фотокамерой внутри помещения, я стоял снаружи, поэтому весь разговор между бдительным стражем Городского театра и Ариной Смирной слышал дословно. Думаете, дама с зонтиком пришла от скуки посмотреть, как гуляет молодежь? Отнюдь! Она была недовольна тем, что молодые люди периодически посещают уборную и… сливают из бачков воду! Впрочем, это было единственное загадочное происшествие того вечера, который завершился дискотекой. Молодежь повеселилась на славу, причем все было, что называется в рамках дозволенного. Как мне потом стало известно, присутствие журналистов немного смущало участников праздника. Они не привыкли к вниманию прессы, для них это был просто праздник, а не официальное мероприятие. Поэтому, дождавшись, когда мы покинем «Веранду», молодые люди вздохнули свободнее, а праздничные мероприятия вошли в ранее намеченное русло.

Сергей НЕДОСЕКИН         

1457

Оставить сообщение:

*#####* ##* *## ##* *## ######### *#######* ##* *## ### ### ######### ###***### ##* ### ###* *### ###****** ##* *## ##* *##* ####*#### ##* *## ##* ##* *## ##* ###* ######### ##* *## ##* ###* *### ##* *##* ######### ##**### ##* *#######* #######* ##*###*## ##**##* #######* *#######* ####### ##*###*## #####* #######* ###***### ###*###* ##* *## #####* ###**** ##* *## ##* *### ##* *## ##*### ##* ##* *## ##* *##* ##* *## ##**##* ##* ###***### ##* ### ##* *## ##* ### ##* *#######* ##* *## ##* *## ##* *## ##* *#####* ##* *## ##* *## ##* *## ##*