Добавление новости

*##### ##* *## ######* *#####* ##* *## *##### ##* *## #######* *#######* ##* *## **### ##* *## ###*####* ###***### ##* *## *## ##* *## ##* *### #####* ##* *## *###* ##* *## *## ##* *## ##* *## ######* ##* *## *#####* ##* *## *## ##* *## ##* *## ##**### *### ###*### ##* *## *## ##*###*## ##* *## ##* *## #####* ##* *## ##* *## *## ##*###*## ##* *## ####### #####* ##* *## ### ### *## ######### ##* *## ######* ***### ##* *##* *##* ##* *## ######### ##* *## ##**### ##* *## ##* ###*### ##* *## ####*#### ##* *### ##* *## ##* *## ##* *## *#####* ###***### ###* *### ###*####* ##* *## ###***### ###*### ##### *#######* ### ### #######* ##* *## *#######* *#####* *###* *#####* ##* *## ######* ##* *## *#####* *###* ##*
icon_gotop
16+
autorisation
Войти | Регистрация
Региональная газета Черняховского района Калининградской области

Последний день Рождественских святок

2014-01-21

Такие великие христианские праздники, как Рождество, Пасха, Крещение, отмечают не только люди глубоко и искренне верующие, но и те, кто к вере имеет, мягко говоря, отдаленное отношение. Особенно это любят делать россияне. Вот уж действительно, что-что, а праздник, не важно какие, мы, русские, люди уважаем.

По традиции в упомянутые выше праздники народ ждет чудес. И если спросить кого-нибудь: «Какого-чуда вы ждете?», большая часть опрошенных в Рождество или на Пасху станет говорить о чем-то абстрактном. Зато в ночь с 18 на 19 января, в Крещенский сочельник, никто не запнется – ответ будет один: «Как только наступит полночь, и новый день, 19 января, вступит в свои права, вся вода станет святой». При этом кому-то надо, чтобы вода была освящена батюшкой, а кто-то искренне верит, что в этот день вся вода чудесным образом становится освященной. Даже та, что течет из водопроводных кранов. Сразу после литургии на церковных дворах происходит Великое водоосвящение. К этому времени к храмам стекаются толпы народа с пустыми банками, бидонами и пластиковыми бутылками, что набрать в эти емкости чудодейственной жидкости – освященной воды, которая, как говорят, целый год сохраняет свежесть и свою целебную силу. Почему так? Для этого нам надо немного окунуться, как в крещенскую прорубь, в историю этого великого праздника Крещения, завершающего Рождественские святки, которые длятся с 7 по 19 января.

Согласно Евангелиям, в этот день тридцатилетний Иисус пришел к реке Иордан принять крещение от Иоанна Крестителя. Именно с того момента людям стало понятно истинное, мессианское предназначение Христа – то, что он является Спасителем, обещанным в Ветхом Завете. Можно сказать, что именно Крещение определило границу между Ветхим и Новым Заветом.

Воде на Крещение приписывают множество чудесных свойств, при этом имеется в виду вообще вся вода, а не только освященная церковью. О необычности крещенской воды еще в 387 году упоминал Иоанн Златоуст, говоря о том, что набранную в этот день воду необходимо принести домой и хранить весь год, в течение которого она не испортится, что считается знамением и напоминанием о предназначении Христа. Немного позже, в начале V века, святой Епифаний Кипрский сообщал о почитании Нила и других рек 6 января (по старому стилю). Воды рек, как считали верующие, изменяли в этот день свои свойства. Но почему именно в этот день вода чудесным образом преображается и становится целебной и святой? Во время крещения в Иордане на Иисуса снизошел Святой дух в виде голубя, и он явил всем Его божественную суть. Своим погружением в воды реки Иордан Иисус передал водам частицу этой божественности. 

В русской Православной церкви водоосвящение как в Крещенский Сочельник, так и в сам день праздника, 19 января, всегда совершалось с большой торжественностью. В этот день практически весь православный люд, от детей до взрослых, шел на реки и озера, где, несмотря на сильные морозы и глубокие снега, совершался обряд водоосвящения. Кстати, прорубь на водоемах, вырезанная в виде креста в память о реке, в которой принял крещение Иисус, называется в православии Иорданью. Для многих наших современников «поход на Иордань» также стал чем-то вроде популярного «церковно-спортивного подвига»: кто-то, благоговейно перекрестившись, хоть и боится мороза, а спускается в воду, стесняя себя ради Христа; кто-то прыгает в прорубь, гикая, смеясь и куражась. Православные люди имеют добрый обычай брать на подобные подвиги благословение у священника. Такое  омовение автоматически не очищает от всех грехов, также оно не извиняет участия в Святочных гаданиях, о которых иногда помнят лучше, чем об истинном смысле зимних праздников. Но, к сожалению, большинство тех, кто, задерживая дыхание и неумело крестясь, окунается в холодные воды крещенской купели, делают это именно из спортивного интереса. При этом они полностью уверены, что окунувшись три раза в холодную воду на Крещение, они смоют с себя все свои грехи. Однако это не так! Трижды погружаясь в воду, вы совершает акт веры, приобщая себя к божественной троице – Богу-Отцу, Богу-Сыну и Святому Духу.

В Черняховске Иордань по традиции организуется на озере Баки. Второе место водного паломничества – поселок Свобода. Каждый год для меня ночь с 18 на 19 января является рабочим временем. Как корреспондент я должен зафиксировать на фотокамеру все, начиная с обращения батюшки к собравшимся и заканчивая погружением черняховцев в прорубь. Вот об этом я вам сейчас и расскажу. К сожалению, будут в моем материале и неприятные моменты. Но что поделать, я стараюсь быть объективным.

 Итак… Первое чудо случилось еще накануне Крещенского Сочельника. На смену плюсовой температуре пришли морозы. Причем произошло это как-то стремительно. Водная гладь озера к водоосвящению успела даже покрыться тонким слоем льда. 18 января начало службы было назначено на 23.30. К этому времени на берегу озера уже были установлены палатки, стояли дежурные машины МЧС, полиции и скорой помощи. А сам 3-й переулок Победы, на котором, собственно, и расположено озеро Баки, уже был забит автотранспортом. Конечно, машин и людей было гораздо меньше, чем в прошлом году, когда окунуться в крещенскую купель на Баках приехал губернатор области. Тем не менее, народу было много. Причем с каждой минутой подходили новые люди. Кто-то шел с определенной целью – омыть себя холодными водами. Другие относились к категории любопытствующих – тех, кто пришел поглазеть на окунающихся. Причем среди последних выделялась отдельная и немалая по численности группа людей, уже успевшая подогреть себя горячительным. От них реально разило как от ликеро-водочного завода! Но это еще полбеды. Гораздо хуже было то, что люди эти периодически вслух и достаточно громко отпускали скабрезные шуточки по поводу происходящего действа.

В половину двенадцатого к собравшимся обратился настоятель Свято-Михайловского храма отец Иосиф. Батюшка поприветствовал и поздравил с праздником, как он выразился, храбрых черняховцев, которые не испугались ни мороза, ни пронизывающего ветра, чтобы прийти послушать молитву и совершить акт веры. Отец Иосиф напомнил, что праздник Крещения имеет еще и другое название – Богоявление. Ведь когда Иоанн Предтеча крестил Иисуса в водах реки Иордан, Спаситель явил нам Свою Божественную Суть. Перед родом людским раскрылась тайна божественной троицы, суть триединства Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. После обращения началось богослужение и торжественное водоосвящение, закончившееся призывом к православным отца Иосифа: «Теперь желающие могут окунуться в воду».

К сожалению, для большинства собравшихся, не испугавшихся ни ветра, ни мороза, все происходящее было сродни цирковому аттракциону. Пока шла служба, вокруг батюшки толпился народ. Причем в первых рядах стояли именно те личности, которые, спасаясь от холода, приняли, что называется, на грудь по соточке водочки. Чтобы сделать нормальные снимки, мне пришлось где бочком, а где и напролом протискиваться в партер. Слева меня подпирал не вполне трезвый молодой человек. Молитву он не слушал, а все пытался выяснить у окружающих, полезет ли батюшка сам в воду? Не дождавшись ответа на свой изрядно надоевший вопрос, он пригрозил, что окунется сам, а потом вылезет и «обреет батюшке бороду». Пар от дыхания стоявших справа от меня дам более чем наполовину состоял из винных паров. Они также не молчали. Правда, все, что они говорили, мало относилось к Крещению. В какой-то момент одной женщине из церковного хора пришлось даже сделать не в меру разговорчивым дамочкам замечание. За палаткой, в которой переодевались мужчины, также расположилась веселая компашка. На снежочке – импровизированная скатерть-самобранка с выпивкой и закуской. Сквозь толпу периодически дефилировали молодые люди с пивными банками и бутылками в руках. Дежурившие полицейские почему-то смотрели на все это сквозь пальцы, хотя в нашей стране распивать подобные напитки в общественных местах является административным правонарушением. Стоявшая у палатки девушка беспрестанно и беспричинно смеялась, периодически обращаясь к окружающим, обещая какое-то «смешное» продолжение, хотя ее, собственно, никто и не слушал. Интересно, что же такого смешного она нашла в таинстве крещенских купаний?

Пришло время, и первая часть желающих окунуться в иордани стала заходить в воду. Среди тех, кто остался на берегу, нашлись и такие, которые только что ставки не делали как на скачках – кто из верующих окунется, не поежившись от холода. Я, хоть и крещеный, но к истинно верующим себя не отношу. Однако мне было горько и обидно за православных, за батюшку. Ведь по сути любопытствующие превратили акт веры в фарс… Наверное, все-таки надо уважать чувства верующих, и если идти в ночь к иордани, то вести себя следует достойно.

Ну, не будем о печальном, все-таки Крещение – это праздник. Кроме озера Баки, иордань была вырублена и в поселке Свобода, куда с удовольствие отправилась немалая часть черняховцев. После того, как там построили храм, многие горожане предпочитают окунаться в крещенскую купель именно в этом красивом и ухоженном поселке. Однако по свидетельству очевидцев народу в нынешнем году в Свободе было не очень много. Отличие нынешних «купаний» от прошлогодних заключалось еще и в том, что в этот раз около Крещенских купелей большого количества официальных лиц не наблюдалось. И это радует. В ту крещенскую ночь официальные лица стали «неофициальными», простыми православными, которым для того, чтобы совершить акт веры не нужно было никакого пиара.

В воскресенье, в сам праздник Богоявления, в Свято-Михайловском храме состоялась праздничная литургия, на которую собралось более двухсот человек. По окончании ее настоятель храма отец Иосиф вышел во двор, где по православной традиции совершил великое водоосвящение. И, как всегда, желающих унести домой в бутылке, банке или бидончике святой воды было много. Ведь не секрет, и в это верят все - и крещеные, и не крещеные – вода эта сохраняет свою целебную силу и свежесть целый год.

И еще о некоторых традициях Крещения. Связанны они уже с погодными приметами. Считается, что холодная и ясная погода на праздник обещает жаркое и засушливое лето, а пасмурная и снежная – лето будет мягким и дождливым, приносящим обильный урожай. Собственно крещенская ночь у нас была холодная и пасмурная. Поэтому будем ждать жаркого, но мягкого лета, а уж урожай должен быть в любом случае обильным. А если в праздник случилось полнолуние, то, по приметам, это обещает обильную снегом вторую половину зимы, а также высокое и бурное половодье. В ночь с 18 на 19 января сквозь облака светила полная луна…

Сергей Недосекин

Федор Е.Диденко

485

Оставить сообщение:

*#####* ##* *## *#######* ##* *## ###***### ##* *## ##* *## ##* *## ##* *## *###* ##* *## ##* *## ##* *## *#####* *### ##* *## ##* *## ###*### *######* ##* *## ##* *## ##* *## *######* ##* *## ##* *## ##* *## ###**** ##* *## ##* *## ##***## ##* ###*### ##* *## ####### ##* *#####* ##* *## ####### ###****** ##### ###***### ##* *## ######### *###* *#######* ##* *## ######### *#* *#####* ##* *##