Добавление новости

##* *#####* ##* *#######* ##* ###***### ##* ####### ##* *## ##* *## ##* ####### ##* *## ##* *## ##* ***##** ##**### ##* ##* *## ##**##* ##* ##### ##* *## #####* ##* ##### ##* *## #####* ##* **### ##* *## ##*### ##* *## ##* *## ##**##* ##* *## ###****** ***##** ##* ### ###***### ######### ####### ##* *## *######## ######### ####### ##* *## *#######
icon_gotop
16+
autorisation
Войти | Регистрация
Региональная газета Черняховского района Калининградской области

Дом Канта и звездное небо над головой

2014-04-02

Можно никогда не читать Канта, можно не быть знакомым с его многочисленными работами, но уже только за одну фразу его можно назвать величайшим философом в истории человечества. Вот они, эти слова, наиболее четко формулирующие смысл существования человека, так скрупулезно выискиваемый мыслителями и простыми людьми: «Есть только две тайны вселенной, которые действительно волнуют меня – звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Лучше, как говорится, и не скажешь... 

Иммануил Кант родился в Кенигсберге в 1724 году, и на протяжении всей своей жизни практически никогда не покидал его пределы. Что, однако, нисколько не мешало ему совершать путешествия далеко за пределы человеческого сознания. И все же сохранились документы, подтверждающие то, что немецкий философ-домосед, будучи совсем молодым, все же немного попутешествовал, начиная свое становление в маленькой деревеньке Юдшен (ныне поселок Веселовка Черняховского района). В 1747 году тогда еще никому не известный 23-х летний молодой человек, после безвременной кончины своего отца испытывал серьезные финансовые затруднения. И именно внезапно возникшие жизненные трудности подвигли молодого Канта заняться преподавательской деятельностью. Он переехал в Юдшен, где стал частным учителем в доме пастора Даниэля Андерша.

Железные доказательтва

Три года Иммануил Кант прожил в доме пастора, обучая его детей, а затем вернулся в свой родной Кенигсберг. Историки долго спорили, жил ли на самом деле Кант в Юдшене, или нет, пока в начале XX века в пасторском архиве деревеньки не были обнаружены  самые ранние вещественные доказательства о его там пребывании. Такими доказательствами стали записи в церковных книгах, где Иммануил Кант дважды фигурирует в качестве… крестного отца. Вот что повествуют об этих событиях метрические свидетельства церковных книг того времени: «27 октября 1748 года домашний учитель Якоб Чаллет из Юдшена крестит своего сыночка по имени Самуэль. Мать зовут Блаттин. Свидетелями крещения были Иммануил Кант, студент филологии, и госпожа Предигер Андершин из Юдшена»; «8 декабря 1748 года. Давид. Отца зовут Давид Перноуд, мать – Сара, урожденная Хюртген. Свидетели крещения: господин Иммануил Кант, господин Пауль Беньямин Андерш, Абрагим Тиз, Петер Момбрн, Исаак Гросан, Мария Мюллерин, Элизабет Хюртген»…

В преддверии знаменательной даты

Совсем скоро, 22 апреля, весь мир отпразднует 290 лет со дня рождения величайшего мыслителя и философа, а теперь еще и нашего земляка  Иммануила Канта. И именно сейчас как никогда остро стал вопрос о восстановлении дома, в котором он проживал пускай даже всего лишь несколько лет. Ведь к настоящему моменту, кроме могилы Канта, других мест, материально связанных с философом, в мире больше нет.

И именно поэтому в четверг, 27 марта, состоялось знаковое событие в истории не только нашего города, но и всего Янтарного Края, которое может полностью изменить облик одного из поселков Черняховского района – поселка Веселовка. В этом небольшом населенном пункте, а затем уже и в поселке Краснополянское в вышеназванный день прошло выездное заседание совета по культуре при Губернаторе Калининградской области. На нем заслуженные историки, философы, деятели культуры, чиновники  и студенты БФМУ имени Канта обсудили дальнейшую судьбу исторически важного для каждого жителя нашей области объекта – так называемого домика Канта в поселке Веселовка (бывший Юдшен).

В подвал за соленьями

Прибыв к двум часам пополудни  из областного центра, делегация первым делом посетила Веселовку, чтобы своими глазами убедиться в плачевном состоянии  полуразрушенного исторического дома. А домик, действительно, сегодня находится в аховом состоянии… Кирпичные стены пошли трещинами, второй этаж левого крыла здания частично обрушился, деревянные балки полностью прогнили. Вообще же  создается стойкое впечатление того, что домик вот-вот обрушится. Хотя многочисленных студентов этот факт нисколько не испугал, и они дружно ринулись в разрушенные людьми и временем помещения дома, попутно фотографируя заветные места, где, возможно,  над своими трудами в те далекие времена корпел молодой философ. И каково же было разочарование студентов, когда выяснилось, что от постройки того времени остался… только фундамент, на основании которого в 19 веке и построили нынешнее здание. Однако и на этот счет у молодежи нашелся свой железный аргумент, что, мол, за дровами для печи или за соленьями Иммануил Кант в подвал все же спускался. А подвал остался более или менее в целости и сохранности, правда сегодня он затоплен водой….

Нумеровать или строить заново?

Пока студенты увлеченно обходили каждую комнату дома, руководитель службы охраны объектов культурного наследия Лариса Копцева рассказала о том, кому же все-таки принадлежит объект культурного наследия:

- Сегодня семьдесят процентов этого здания уже выкуплены у бывших владельцев. Эта часть постройки является собственностью Калининградской области. Оставшиеся тридцать процентов здания находятся в собственности Русской Православной Церкви. Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы передать оставшуюся часть региональным властям в безвозмездное пользование. Думаю, что РПЦ пойдет нам навстречу. Перед нами же стоит серьезная задача – определиться с выбором способа восстановления здания. Либо мы будем разбирать дом по кирпичикам, нумеровать и заново выкладывать, либо же просто отстроим  здание заново.  

В этой связи стоит отметить, что именно выбор способа реконструкции домика Канта вызывает ожесточенные споры среди культурной общественности. Часть деятелей культуры уверена в том, что для сохранения так называемого «духа Канта» необходимо здание разбирать, присваивать каждому кирпичику свой номер, а затем заново его отстраивать. Их оппоненты, напротив, уверены, что этот процесс является очень затратным и растянутым по времени, аргументируя свою позицию тем, что от настоящего дома, где проживал великий философ, остался лишь фундамент. Скажу сразу, что и на заседании совета по культуре, которое состоялось чуть позже в поселке Краснополянское  в гостевом доме «Королевич», так и не было принято окончательного решения, устроившего обе противоборствующие стороны. Но вернемся все же в поселок Веселовка к многострадальному домику Канта…

Бабушка-подвижница

Удивленные такому количеству  столь важных гостей, к домику стали подтягиваться местные жители. Именно они рассказали собравшимся о том, что еще буквально несколько лет назад в правом крыле дома жила бабушка, которая, как могла, поддерживала свою половину дома в более или менее нормальном состоянии. Этим и обусловливается  заметное различие в состоянии помещений - в отличие от правой, левая сторона дома практически полностью сгнила и обрушилась. Затем, когда бабушка в силу возраста уже не могла в одиночку справляться со своей исторической собственностью, за женщиной приехала внучка и забрала ее в город. Что же касается обветшалой недвижимой собственности бабушки, то она была продана за копейки…

- Вот здесь стояли две хозяйственный постройки, - показывает журналистам территорию около дома заместитель председателя совета по культуре при губернаторе Калининградской области Александр Попадин. – Смотрите, даже остатки фундамента видны. В идеале, для сохранения исторической достоверности, нам необходимо именно на этих местах строить новые корпуса музейно-творческого комплекса.

«Кантхаузен» - аутентично,

«Дом Канта» - патриотично

Обойдя территорию разрушающегося здания и сам дом вдоль и поперек, делегация в полном составе проследовала в поселок Краснополянское, где в конференц-зале гостевого двора «Королевич» собравшимся была продемонстрирована концепция восстановления музейно-творческого комплекса «Кантхаузен», так сказать, бета-версия домика Канта. Буквенное обозначение версии, говорит о том, что концепция еще не окончательная и в нее можно вносить изменения, возникающие по ходу обсуждения. Чем с большой охотой и пользовались участники конференции.  Открывал, а затем и проводил конференцию заместитель председателя регионального правительства Александр Рольбинов. Первым, на что обратили внимание собравшиеся, так это на название отстраиваемого комплекса. Ни  культурологам, ни краеведам не понравилось название «Кантхаузен». Оно показалось им уж больно немецким. Хотя, чего уж тут стесняться. Ведь Иммануил Кант никогда русскими и не был. А сам поселок Юдшен после 1938 года был переименован именно в Кантхаузен.

После «Кантхаузена» представители культурной общественности отвергли и предложение назвать будущий комплекс довоенным названием поселка – Юдшен. И причина не в том, что название просто не нравится. По мнению членов совета по культуре, комплекс не может называться именем целого поселка. После продолжительных споров общественники остановились на привычном для русского уха названии - «Дом Канта». Хотя, на наш взгляд, Кантхаузен было бы как-то аутентичнее...

Блок первый - экспозиционный

После долгих споров по выбору названия комплекса, членам общественного совета был продемонстрирован и его архитектурный проект. Итак, остановимся подробнее на том, что же представляет собой концепция музейно-творческого комплекса и каким его видят деятели культуры. Архитектурные объекты комплекса поделены на четыре различных блока. Во-первых, это экспозиционный блок, куда входит сам «домик Канта».  Для него запланирована реставрация, правда, как я уже отмечал, еще не выбран окончательный способ восстановления. После реставрации на первом этаже дома расположится философская экспозиция, в мансарде разместится Музей переселенцев. Кстати сказать, тема переселенцев в данном случае затронута вовсе не случайно. Во-первых, во времена пребывания Канта в Юдшене, в это деревне в основном проживали переселенцы из Европы. А, во-вторых,  первые жители Калининградской области также являлись переселенцами со всех концов необъятного Союза Советских Социалистических Республик.

Дебаты по табличке

Помимо домика, в первый блок комплекса, согласно архитектурному проекту, войдет и памятник участникам Первой мировой войны. К слову сказать, именно такой памятник в начале ХХ века располагался напротив дома, и это хорошо видно на довоенных фотографиях. И вот по этому поводу вновь разгорелась жаркая дискуссия – в каком виде он имеет право на существование в новом музейно-творческом комплексе. Либо он будет существовать в качестве памятной таблички  на фасаде, либо в музее появится старая фотография с изображением памятника. Но то, что этот памятный знак имеет право на существование и, более того, он непременно должен быть для сохранения исторической достоверности и аутентичности, было понятно всем участникам совета по культуре. Точку в дискуссии поставил Александр Рольбинов: «Мемориальная табличка нужна, фото в музее тоже, сам памятник – нет».

Кант, гитара, шашлычки…

Вторым блоком комплекса по замыслу архитекторов станет так называемый «жилой двор». Он будет разделен на северный и западный корпуса. На имеющихся остатках фундаментов планируется возвести два фахверковых здания. Их хозяйственное предназначение по замыслу авторов концепции весьма оригинально и любопытно. Итак, северный корпус «Кант-резиденция». На первом этаже этого здания расположится тематическая экспозиция, рассказывающая об этнографии сел времен Канта, истории поселка Юдшен, знакомящая туристов с историей той эпохи. Помимо экспозиции  в «Кант-резиденции» планируется разместить и конференц-зал на пятьдесят человек. Мансарду этого здания займет так называемый «Дом творчества», где по замыслу архитекторов смогут не только  проживать, но и творить одновременно до шести студентов-гуманитариев сразу. Для них на этаже предусмотрены жилые комнаты и маленькая кухня. Также на мансарде планируют расположить и читальный зал.

Западный корпус «жилого двора» выглядит еще интереснее. В нем будет располагаться летняя столовая, готовая вместить единовременно до пятидесяти едоков. А они непременно найдутся, так как в планах организаторов создать на небольшой полянке у западного корпуса летний кемпинг для молодежи и студентов, вмещающий в себя восемьдесят человек. Молодежь, услышав о планах, мечтательно вздохнула: «Кант… Гитара… Шашлычки…»

Ландшафт и семья смотрителя

Следующий блок комплекса - «ландшафтный», состоящий из уже упомянутого кемпинга, фруктового сада и прогулочного маршрута. Прогуливаясь по маршруту, можно будет отдохнуть с книгой в уютной беседке, или же с вантового моста понаблюдать за протекающей под тобой темной рекой.

Еще один блок комплекса также весьма примечателен. Во-первых, это участок земли на сорок соток, а во-вторых, на этом участке будет построен домик смотрителя. И именно в нем планируется разместить смотрителей музейно-творческого комплекса «Дом Канта». По замыслу, это должна быть семья, состоящая, как минимум, из четырех человек. Но главное то, что члены этой семьи обязательно должны быть переселенцами.

Подытожили

По каждому из этих блоков члены совета по культуре при губернаторе Калининградской области проводили обсуждения, выслушивая аргументы каждого участника. Помимо этого, члены совета обращались и к присутствующим на встрече студентам, учитывая мнение молодого поколения.

А после того, как все желающие высказались и в концепцию музейно-творческого комплекса были внесены необходимые уточнения и дополнения, заместитель председателя регионального правительства Александр Рольбинов подвел краткий итог конференции. Согласно его заверениям стало известно, что буквально через неделю будет подготовлен окончательный вариант концепции, где будут учтены все недочеты и пожелания, прозвучавшие на встрече в краснополянском отеле «Королевич». Сразу после утверждения концепции «Дом Канта» начнут восстанавливать, и должно произойти все это уже в нынешнем году. Что не может не радовать нас, жителей Черняховского района, в котором совсем скоро появится новое место паломничества почитателей таланта величайшего мыслителя человечества и по волею судьбы нашего земляка Иммануила Канта.

Федор Е. Диденко

1351

Оставить сообщение:

*#* *##* ######### ######### *## *###* ######### ######### ### *####* ###****** *****###* ##* *## *##* *#####* ##* *###* *###* ####### ##* *## *## *######* ##* *#####* ###* ####### ##* *## ##* *####*##* #######* ###*### *### ***##** ##* *## *######* ####**##* ########* ##* *## ###* *## ####### ########* *########* ******### ##*#### *### *## ####### ######### *########* *## ##*#### ###* *## ##***## ##* *### *##* ##* *## ##***## *### *## ##* *## ##* *## ##* ##* *## ##* *## *###* *## ##* *## ###***### ##* ###***### ###*### *###***** ***##** ##* *## *#######* ##* *#######* *###### ######### ####### ##* *## *#####* ##* *#####* *##### ######### #######