Добавление новости

*#####* *###* *#######* ####* ###***### **##* ##* *## #####* *###* ##* *###* ##* *## ######* *#####* ##* *#####* ###**#### ##**### ###*### ##* ###*### *######## ##* *## ##* *## ##* ##* *## *######* ####### ##* *## ##* ##* *## *### ######* ##***## ##* ##* *## *##* ##**** ####### ##* ##* *## *###* ##* ####### ##* ##* *## *### ##* ##* *## **###** ###*### ###* ##* ##* *## ####### *#####* *## ##* ##* *## ####### *###*
icon_gotop
16+
autorisation
Войти | Регистрация
Региональная газета Черняховского района Калининградской области

Всегда была верна призванию

2013-08-27

Черняховцы немало знают о нашем земляке Петре Алексеевиче Локтионове. Герой-фронтовик, командир расчета противотанкового орудия, штурмовавший ночью 22 января 1945 года Инстербург, остался в нашей памяти не только как воин-победитель, но и как неутомимый свидетель послевоенной жизни черняховцев, которую он фиксировал на пленке своего фотоаппарата. Эти снимки регулярно публиковались на страницах районной газеты «Коммунист». И всю послевоенную жизнь он прожил с прекрасной женщиной, которая всегда была его надежной опорой в любых жизненных ситуациях. Если бы не ее самоотверженная преданность и любовь, многие наши земляки так и не смогли бы увидеть на газетных страницах запечатленную объективом фотокамеры Петра Локтионова послевоенную историю Черняховска. Ведь вторая «половинка» человека, если с ней живешь душа в душу - это возможность полностью реализовать себя. Анна Ивановна Локтионова, его пожизненная избранница, сумела дать бывшему фронтовику и творческому человеку эту возможность. Вот о ней сегодня мой рассказ.

Большая семья

 

...Большая семья, где полна горница детей, всегда была на Руси признаком устойчивости в жизни и глубоких родовых корней. Вот и в семье железнодорожника Ивана Васильевича Соловьева и его жены Екатерины Михайловны было восемь деток. Аннушка в этом «ранжире» - шестая. Хоть и престижная работа была у отца - отвечал он за безопасность спецвагона особого правительственного поезда, в котором ездили высокопоставленные лидеры СССР, но в городских условиях содержать такую семью было трудновато. Вот и обосновались Соловьевы в нескольких километрах от Ленинграда. Отец каждое утро отправлялся на работу в город, мать хлопотала по хозяйству, да за детьми присматривала. Так бы текла размеренно жизнь большой семьи. Только ведь никогда не знаешь, откуда ждать беды...

 

В 1931 году из далекой Тюмени, куда отправился в поездку отец, пришло трагическое сообщение - спецпоезд попал в аварию, многие из обслуживающей команды погибли. В том числе и отец Аннушки. Годы были в стане сложные. Тогда это происшествие с гибелью людей расценили как террористический акт. Отца и машиниста поезда хоронили с особыми почестями на престижном кладбище. Но эти почести не принесли достатка в многодетную семью. А потому мать подумала-подумала, да и решила перебираться из-под Ленинграда поближе к родственникам - в городок Лихославль, что лежит у железнодорожной ветки посередине пути между Москвой и северной столицей. Было в ту пору Аннушке пять лет.

 

 

И пришла на землю война...

 

Здесь семья вздохнула свободнее. Двое братьев пошли работать. Самый старший подался в Ленинград, на знаменитый Кировский завод. Второй устроился в типографию Лихославля. Пошла денежная помощь. И, казалось, все налаживается. Пятнадцатилетняя Анна уже задумывалась о том, куда пойти учиться после школы. Очень хотелось ей по примеру старшей сестры выбрать учительскую дорогу. Так бы, наверное, и случилось уже в ближайшую осень. Но все девичьи мечты перечеркнул июнь 41-го...

 

Мать, сидя у стола, плакала. Анна очень удивилась - у этой сильной, волевой женщины слезу из много повидавших глаз было выдавить очень трудно. А тут...

 

- Присядь, доченька, война, будь она не ладна, началась. Братьям, наверное, скоро повестки придут. Вот горе-то какое! Всем горе...

 

Дыхание этой войны девушка почувствовала очень скоро. Начались перебои с продовольствием. На руки выдали хлебные карточки. Но и по ним пайку хлеба удавалось получить не всегда. Тогда Анна впервые увидела галеты. Заплесневелые, прибывшие как гуманитарная помощь из-за моря. С них приходилось счищать белый налет и есть. А потом начались бомбежки. Их городок, расположенный недалеко от Ржева, за который разгорелись ожесточенные бои, нещадно бомбили. Немцам нужно было уничтожить железнодорожный узел, откуда шла стальная ветка на это узел обороны.

 

Одну из таких бомбежек Анна запомнила очень отчетливо. Она стояла у окна. Две бомбы упали в нескольких шагах от их дома. Вылетели стекла и рамы. Ранения тогда девушке удалось избежать только чудом.

 

Уже через много лет Анна Ивановна Локтионова побывала на этом месте. Как старые раны на земле, воронки эти еще не затянулись. Старожилы, местные жители по сей день черпают из них дождевую воду. И рассказывают молодым лихославцам о том, как пережили ту войну. Враг не дошел до их города всего 29 километров. Девушка, когда фашисты стояли у порога родного дома, не сидела без дела. Он вместе со своими подругами шила мешки, засыпала их песком, а затем этими мешками обкладывала оконные проемы и стены домов в домах, чтобы защитить здания от разрушений бомбами и снарядами.

 

Выбор пути

 

В 43-м немцев погнали вспять. Нужно было думать о мирной жизни. И Анна совсем было уже собралась осуществить свою давнюю мечту - пойти учиться в педагогическое училище. Но с панталыку сбила закадычная подружка.

 

- Знаешь, в городе набирают студентов в кулинарный техникум во Ржев. Время голодное. А там, сама понимаешь, как-нибудь прокормимся. Поехали, чего тут думать!? И на шее у родных сидеть не будем.

 

Они поехали и поступили. И быть бы еще одному кулинару на свете, если бы не случайная встреча в городе со старшей сестрой, уже работавшей учительницей. Хоть и не велика была у них разница в возрасте, но Анна привыкла к старшей относиться с почтением, и как преподавателя величала ее по имени-отчеству.

 

Узнав о «кулинарном» будущем младшей сестры, та без лишних слов отвела ее в приемную комиссию техникума и заставила забрать документы. И таким же волевым решением старшей попала в педагогическое училище. Так и определилась дальнейшая судьба Анны.

 

Не всем такое счастье семейное выпало. Получили они весточку из Берлина от старшего брата Петра. Уцелел он в блокадном кольце. Вырвался по «дороге жизни» по вставшему льду Ладоги по приказу дирекции Кировского завода на «большую» землю, сидя за баранкой «полуторки» с ценными бумагами на борту. Писал Петр о том, как за рулем все того же автомобиля отступал уже в солдатской форме до Сталинграда. Там, на берегах Волги, возил к передовой снаряды, в тыл доставлял раненых. А потом через всю Россию, через Европу доехал до самого Берлина. Писал и о том, что вскоре демобилизуется и все на той же «полуторке» вернется на завод - там крайне нужны специалисты. А перед этим обязательно навестит семью. Так и случилось. Приехал, одарил всех подарками и отбыл на свой Кировский. А вскоре и его погодок, брат Михаил живым объявился. Приехал в Лихославль. Тоже пошел работать на старое место в городскую типографию. Жить большой семье стало легче

 

На учительские «хлеба»...

 

...Училась Анна отлично. И потому через три года ее вместе с подругой, также краснодипломницей, в 1946 году отправили в распоряжение областного отдела народного образования в Калинин. Ехали и замирали от радости - наверняка, придется работать в самом областном центре. Но, как ушат холодной воды на голову, в высоком кабинете девушкам сообщили, что, действительно, на них имели виды, и вызов на них в училище направили. Только ситуация изменилась. После победы стали домой возвращаться уцелевшие фронтовики-учителя. Вот они-то и пойдут работать на свои старые места в школы. Так что, извиняйте. Но место для молодых преподавателей всегда найдется. В деревне...

 

Анна, по сути, всю жизнь прожила в городе. И потому плохо представляла сельскую жизнь. Но уж очень хотелось поскорее переступить порог «своей» школы, получить «свой» класс. А потому твердо сказала: «В деревню, так в деревню, только можно не очень далеко от дома?» Ее уважили - определили в село, побывавшее еще недавно в немецкой оккупации. Но недалеко от Лихославля, нескольких десятков километров от Ржева.

 

В районо ее обрадовали: «Вам повезло, сейчас у нас находится учитель из вашей школы. С ним и поедете до вашего места назначения».

 

Она вышла на улицу. Но никакого транспорта е увидела. Лишь невдалеке понуро стояла пара волов, запряженных в самую настоящую восточную арбу.

 

- Ну, что смотришь? - услышала молодая учительница мужской голос. - Бери пожитки, грузись и поедем. Вот такая у нас в школе «карета». Другой пока не обзавелись. До темноты должны управиться.

 

К ней подошел парень, в руках которого были небольшие связки книг. Так и познакомилась Анна со своим будущим коллегой. Тронулись в путь. На всю жизнь запомнила она этот путь. Волы, как ни гнал их возница, то и дело останавливались, и с места стронуть их было невозможно, а то и вовсе ложились в дорожную пыль. И даже нежное обращение парня - мои голубки! - не производила на эту тягловую силу никакого впечатления. Только хорошенько отдохнув, «голубки» продолжали путь. Приехали к школе, действительно, когда на дворе уже была ночь. Новый коллега отвел девушку к тетке, где ее заранее определили на постой. А утром туда явился человек в гимнастерке и в закатанных по колено армейских галифе. Босиком. Как оказалось, их директор школы, бывший фронтовик. Коротко сказал:

 

- Пойдем, познакомлю со школой и детишками.

 

В деревенской школе

 

Старое деревянное здание, было попросту приспособленной под классы избой. Парты представляли из себя расколотые деревянные плахи на еловых козлах. Разновозрастные ученики сидели на таких же плахах поменьше. И все смотрели на новую учительницу с ожиданием: «Чему ты можешь нас научить? Мы в оккупации под немцем были и столько насмотрелись! А что видела ты, городская?».

 

Она это почувствовала всем сердцем. И старалась с первых дней растопить этот холодок отчуждения и неприятия. Дети почувствовали в ней человека доброго, душевного. И поняли, что молодая учительница готова для них на многое.

 

Не то, что учебников не хватало, бумаги, чтобы выводить буквы, не было. И Анна решилась. Отпросилась у директора в город, где в типографии работал ее брат, и добралась пешком до него. Упросила дать измятую газетную бумагу. Потом тащила эти кипы на себе до деревни. Ночами при свете коптилки выкраивала тетрадные листочки, разлиновывала их в косую линейку для уроков чистописания и в клетку для уроков арифметики. И у детей появились первые в их жизни собственные школьные атрибуты.

 

Потихоньку школа обустраивалась. К волам-«голубкам» присоединился конь. На нем директор отправлялся в районо за зарплатой учителям, за поступившими наглядными пособиями и приборами. Зимой в сапогах, а летом - все так же с закатанными галифе и босиком. Непонятливым объяснял: «Берегу обувку для зимы. А босиком ходить полезно для здоровья».

 

И вообще, директор был душевным человеком - достал для Анны мешок мороженой картошки, торбу не молоченых мокрых овса и ржи. На первое время при сплошном голоде и это великое подспорье! Да и тетка, у которой ее поселили, по утрам оставляла молодой жиличке на окошке крыночку молока.

 

Однажды из города директор привез известие - с фронта в школу возвращается учитель, который здесь работал прежде. И, скорее всего, Анне придется переходить в другую школу. Но она уже привыкла к своим детям, и не хотела их покидать. Пусть даже останется жить в этой бедноте, в послевоенной деревенской глуши. Но и оставить за порогом школы того, кто здесь трудился до нее и ушел воевать за Родину, за эту деревню, за этих детишек, она не могла

 

В новый советский край

 

Поехала к районному начальству и попросила отпустить ее, туда, где сама сможет устроиться. Тем более что недавно получила известие от сестры-учительницы. Та вышла замуж и вместе с мужем-военным переехала в новый советский край - Калининградскую область. Обещала и ей оформить пропуск в эту пока еще закрытую зону. И Анна для себя определилась - поедет! В отделе образования с девушкой согласились - ведь не на легкие хлеба просится, а туда, где все придется восстанавливать заново.

 

На дворе стоял 1947 год...

 

... Поселилась на первых порах у сестры в Инстербурге, на улице, которая сейчас носит название Садовой. Здесь тогда сплошь и рядом жили офицерские семьи, чьи части были расквартированы в городе. Еще в сельской школе в Ржевском районе комсомолку Анну Соловьеву выбрали секретарем комсомольской организации. Вот и в новом городе она первым делом отправилась становиться на учет в горком ВЛКСМ. Располагался он тогда в будущем музыкальном корпусе педагогического училища, что по улице Крупской. Попала на прием к первому секретарю, рассказала о своем желании работать с детьми в школе.

 

- Есть у нас для тебя место. В школе. Мы давно подыскиваем туда пионервожатую. Только такую, чтобы с огоньком! Соглашайся. Поработаешь годик. А там и в учителя пойдешь, - сказал секретарь.

 

Согласилась. Так у ребятишек в средней школе №1 появилась новая вожатая. Новое дело увлекло. И вскоре пионерская дружина имени Зои Космодемьянской стала лучшей в городе, и одной из тех, где набирались передового опыта по инициативе обкома комсомола пионервожатые со всех уголков области. Но Анна не оставила своей мечты - работать учителем. И добилась того, чтобы ее направили учить ребятишек в среднюю школу №4.

 

На комсомольской работе

 

Если бы она знала, что встреча с первым секретарем Черняховского горкома комсомола круто изменит ее планы. Молодежный руководитель Черняховска имел на ее работу другие виды. И вскоре ее вызвали в обком. После разговора там, Анну Соловьеву выбирают на городской комсомольской конференции третьим секретарем горкома. Третий - это значит работа со школьниками. Раз оказано тебе такое доверие - будь любезна, работай. И она работала, надеясь, что через два года вернется в «четвертую». Но и на следующей конференции ее вновь избирают на ту же должность. К тому времени она стала коммунистом. А от партийного поручения в то время отказов не принимали.

 

Наладилась личная жизнь - познакомилась с бывшим фронтовиком, известным в городе фотокорреспондентом, который в то время служил в газете «Суворовец» 16-й мотострелковой дивизии, Петром Локтионовым. Стали встречаться каждый свободный вечер. Пришла любовь. Расписались. Зажили семьей.

 

В 1952 году, как Анна Ивановна вспоминает, ее, наконец, освободили от комсомольских дел, и она смогла вернуться в родную школу. Поступила в Калининградский институт усовершенствования учителей и получила специальность преподавателя русского языка и литературы. Теперь, казалось, ничего не омрачит ее учительского «горизонта». Но «тучи» появились оттуда, откуда не ждала.

 

К себе вызвал тогдашний первый секретарь горкома партии. Разговор состоялся короткий.

 

- Освободилась должность секретаря горисполкома. Дело ответственное. Мы с товарищами посоветовались. Решили поручить его вам. Считайте это партийным поручением.

 

Нашла коса на камень...

 

Спорить с «первым» в то время, когда всем «рулила» КПСС - дело неслыханное. Но нашла коса на камень. Анна Локтионова ответила твердым отказом: «Из школы не уйду. Буду работать с детьми!»

 

Дальше последовал жесткий диалог: «Да я тебя в глухую деревню упеку!». «Да хоть на Сахалин! Но только в школу!». Взялись прорабатывать «своевольную» на партбюро горкома - уж зесь-то сдастся. Не сдалась. Так и осталась в родной «четвертой». И проработала в ней без малого 30 лет. Многое за это время было. И рутинного, и творческого. Так, ее доклад, представленный на областной учительской конференции, концепцию которого они разработали вместе с тогдашним директором школы Еленой Федоровной Гавиной в 1963 году, «Школа без второгодников», был рекомендован для изучения во всех школах области и принят на вооружение областным институтом усовершенствования учителей. Анна Ивановна Локтионова, которая на днях отметила свой юбилей, за многолетний труд на ниве образования награждена значком «Отличник народного просвещения», медалью «Ветеран труда», ей присвоено звание «Ветеран становления Калининградской области».

 

Коллектив нашей редакции поздравляет с этим юбилеем замечательного человека, очень много сделавшего в послевоенные годы для процветания нашего города, за верность учительскому призванию и воспитанию юных черняховцев настоящими патриотами родного края, и желает ей крепкого здоровья, счастья и долголетия.

 

Юрий ЩУКИН

662

Оставить сообщение:

*#####* ##* *## *#######* ##* *## ###***### ##* *## ##* *## ####### ##* *## ##* *## ####### ##* *## ##* ##* *## ***##** ##* *## ##* ##*## *## *## ######### ##* ##*## *## *## ######### ***##**** ##*** *## *## ###***### ######### ##* *## *## ##* *## ######### ##* *## *## ##* *## ##* ###***### *## ##* *## ##* *#######* *## ##* *## ##* *#####* *## ##* *##