Добавление новости

#######* *#####* ########* *#######* ###***### ###***### ##* *## *###* ####### ##* *## *###* ##* *## ##* *## *#####* #######* ##* *## *#####* ##* *## ##* *### ###*### ##***** ###* ###*### ##**### ########* ##* *## ##* *######* ##* *## ##**##* #######* ##* *## ###### *######* ##* *## #####* ###**** ##* *## ###### ****### ##* *## #####* ##* ##* *## ##**** ##* *## ##* *## ##*### ##* ##* *## ##* ##* *## ##* *## ##**##* ##* ###*### ##***** ###***### ###*### ##* ### ##* *#####* #######* *#######* *#####* ##* *## ##* *###* ####### *#####* *###* ##* *##
icon_gotop
16+
autorisation
Войти | Регистрация
Региональная газета Черняховского района Калининградской области

Призвание души

2013-08-27

Память человеческая фрагментарна. И пусть события безостановочно текут своей чередой, наслаиваясь одно на другое, словно нескончаемая запись видеокамеры, в нашей голове остается навсегда самое главное и яркое, что происходит в жизни каждого. Это дает нам возможность подсознательно отсеять рутинный ход времени от значимых событий. И спросите любого человека, кого и что в первую голову он помнит (я не имею в виду родителей) в своей сознательной жизни? И человек без колебаний ответит - своего первого учители и первое знакомство со школой. И того, кто годы спустя выпустит его в большой мир, во взрослую жизнь. Потом на его пути будет много наставников, любимых и не очень, но эти два человека никогда не уйдут из сердца. Вот о них я и хочу сегодня рассказать.

 

Время многое стерло из памяти. Но этот день я запомнил навсегда так отчетливо, словно это было вчера. И пусть куда-то ушли детали, но главное ощущение и зрительный ряд так и стоит перед глазами.

 

Слово о первом учителе

 

...Завтра 1 сентября 1955 года. Я раздувался от гордости, как пузырь. Накануне я показал дворовой мелюзге черный портфель, который изумительно пах кожей. Так же как портупея моего отца-офицера, но к которой мать строго-настрого запрещала прикасаться. Теперь у меня был свой портфель и я, хозяин кожаного чуда, мог крутить его, как хотел. Ведь утром я шел в школу. В первый класс.

 

Утро выдалось солнечным. Меня долго и старательно одевала мать, хотя я сам мог это сделать. Долго поправляла белый воротник, пришитый накануне, проверяла, как начищены ботинки, сама расчесывала мой чуб, что раньше никогда не делала. Я еще не знал, что ношу этот чуб последний день, и снова он появится на моей школярской голове лишь два года спустя - в третьем классе.

 

А пока с букетом цветов в одной руке и портфелем в другой мы с матерью отправились ко второй школе. Я уже знал, что буду учиться в 1б. И еще издали увидел табличку в руках у женщины в строгом сером костюме с большой русой косой вокруг головы. Вокруг нее целым ульем крутилась такая же, как я, ребятня. Меня подвели к этому «улью», как потом оказалось из сорока с «хвостиком» первоклашек. Женщина протянула мне руку. Ладонь оказалась сильной и теплой. На меня смотрели добрые серые глаза. Услышал: «Ну, Юра, после линейки пойдем в класс. Становись, бери за руку эту девочку. Будете сидеть за одной партой». Забегая вперед, скажу, что за этой партой мы с Танюшей Рытовой просидели рядом целых одиннадцать лет...

 

Не помню, в какой класс нас завели после линейки. Но хорошо помню, как моя первая учительница сказала, когда мы впервые в жизни умостились за партами:

 

- Зовут меня Мария Александровна Жаркова. Я ваша учительница. И с вами мы будем вместе четыре года. Я научу вас читать, писать, считать и еще очень многому другому. И надо, чтобы вы помогали мене в этом. Договорились?

 

Закончила она свое первое знакомство несколько неожиданно и строго:

 

- А вот мальчикам к завтрашнему дню все чубчики состричь. Никаких отговорок не приму. Это наше общешкольное правило. Носить их будет тот, кто в третьем заслужит право стать пионером. Очень надеюсь, что такое право вы заслужите все. Ведь вы пообещаете мне хорошо учиться?

 

Мы утвердительно кивнули. Она мягко улыбнулась:

 

- Походите без чубчиков, зато потом шевелюра у вас будет, как у настоящих женихов.

 

Такое «самоуправство» и посягательство на нашу растительность на голове вызвало ропот. Но на следующий день к первому уроку все мальчишки пришли в класс, стриженные «под ноль», как новобранцы в армии. Не берусь судить, чем было вызвано это школьное требование. Но старшее поколение, только пережившее военное лихо, наверное знало, как в бедной и разоренной стране, где не хватало самого необходимого, лучше заблаговременно уберечься от всяких напастей и болезней. И армейская стрижка «а ля Котовский», наверное, была одной из таких гарантий.

 

Мы под бдительным и умелым руководством Марии Александровны выводили в тетрадках прописи перьевыми ручками палочки и закорючки, решали примеры и задачки, учились читать, ходили на экскурсии, собирали гербарии, по весне работали на пришкольном участке. Не у всех все сразу получалось. Но ни разу я не услышал, чтобы она повысила голос на ученика. Несмотря на строгий «учительский» вид, доброта была у нее внутри. И дети это чувствовали, платя той же монетой. Мария Александровна, сама хлебнувшая лиха во время войны, не могла быть другой с нами, детьми первых послевоенных лет - ведь именно ради нас все они отдавали все, что могли, чтобы мы в мирной жизни были счастливы. С тех пор прошло более полувека, но образ человека, первой учительницы никогда не уйдет из моей памяти.

 

Он дал нам путевку в большую жизнь

 

...Он приходил в наш класс в туго подтянутой и перехваченной офицерским ремнем гимнастерке, в галифе, заправленных в до блеска начищенные сапоги. Владимир Никифорович Шамардин. Новый завуч «второй». И вел у нас уроки литературы. Мы знали - он недавно отслужил «срочную». И теперь вновь вернулся к профессии учителя. Стройный, темноволосый, с твердым негромким голосом, умеющим убеждать.

 

Уже после первого урока, нас, старшеклассников, готовящихся к выпуску, совсем не эпатировал армейский, как сейчас говорят, «прикид» учителя. Понимали - жили все небогато, и на цивильную одежду еще нужно было заработать. Мы не обращали внимания ни на его гимнастерку, ни на сапоги. Мы заворожено слушали. И открывали для себя целый доселе неизведанный мир словесной культуры. Каждый урок Владимир Никифорович начинал необычно. Какая бы тема ни была обозначена по методическому плану, он начинал читать стихи. Мы знакомились с творчеством Наума Коржавина, Константина Симонова, Анатолия Ваншенкина, новых в те времена авторов Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной... А иногда он приходил в класс со свежим номером известного литературного журнала. И зачитывал отрывки из прозы никогда не попадавших не только в школьную программу, но и широкому читателю писателей Василия Аксенова, Владимира Дудинцева, Александра Солженицына. Он избегал дидактики. Он приглашал к размышлению. И после такого «заряда» и школьная программа усваивалась легко и с интересом.

 

И еще. Этот замечательный человек всегда держал свое слово. Благодаря этому свойству его характера, раз сказанное и обещанное им выполнялось. Это знали все. И в школе, и в гороно. Пообещав школьникам, победившему в общешкольном соревновании и занявшим первое место отвезти их на экскурсию в Ленинград, несмотря на противление тогдашней власти, он дал им возможность увидеть музеи и театры города на Неве.

 

Даже став директором школы, Владимир Никифорович не оставил преподавания и довел наши выпускные классы. До последнего звонка. Благодаря ему многие воспитанники выбрали в дальнейшем педагогическую стезю, некоторые стали журналистами.

 

Как талантливый человек и умелый организатор, он стал руководителем образования в нашем районе, потом в области. Я встречался с ним, когда в Калининградском обкоме партии Владимиру Никифоровичу было поручено возглавлять отдел науки и высшего образования. Несмотря на высокий пост, он не «забронзовел», был так же внимателен и участлив, много расспрашивал о ребятах нашего выпуска, которых, на удивление, помнил почти всех. Как и мы все помним этого человека, от солдатского порога дошагавшего до высоких кабинетов, но навсегда остался Человеком и Учителем.

 

... До недавнего времени вся наша страна отмечала День учителя в первое воскресенье октября, как до сих пор делают наши недавние соседи по советскому Союзу. В Белоруссии, на Украине, в Латвии. Нынче Россия все больше интегрируется в мировое сообщество. А потому многолетние традиции меняются. Теперь мы отмечает не просто День учителя, а Всемирный день учителя, который приходиться на 5 октября. Поэтому очень приятно поздравить наших замечательных учителей не один раз, а дважды. С профессиональным праздником, дорогие наши творцы детских душ и наставники молодого поколения.

Юрий ЩУКИН
471

Оставить сообщение:

##* ######### ######* #######* #######* ##* *## ##* *## ##* ######### #######* ########* ########* ##* *## ##* *## ##* ###****** ###*####* ###***### ###***### ##* *## ##* *## ##* ##* ##* *### ##* *## ##* *## ##* *## ##* *## ##* ##* ##* *## ##* *## ##* *## ##* *## ##* *## ##* ##* ##* *## ##* *### ##* *### ##* *## ##* *## ##* #######* ##* *## ########* ########* ######### ##* *## ##* #######* ##* *## #######* #######* ######### ##* *## ##* ###**** ##* *## ###**** ###**** ###***### ##* *## ##* ##* ##* *## ##* ##* ##* *## ##* *## ##* ##* ##* *### ##* ##* ##* *## ##* *## ###****** ##* ###*####* ##* ##* ##* *## ###***### ######### ##* #######* ##* ##* ##* *## *#######* ######### ##* ######* ##* ##* ##* *## *#####*