Добавление новости

*#####* *#######* ###***### *###* *###* *###* ##* *## ##* *## *#####* *#####* *#####* ##* *## ##* *## ###*### ###*### ###*### ##* *## ###* ##* *## ##* *## ##* *## ##* *## *######* ##* *## ##*#### ##* *## ##* *## *######* ##* *## ##*#### ##* ##* *## ****### ##***## ##***## ##* ###*### ##* *## ##*#### ##* *## ##* *## *#####* ##* *## ####### ###*### ###*### ##### ###***### *###### *###### *#####* *###* *#######* *####* *##### *###* *#* *#####*
icon_gotop
16+
autorisation
Войти | Регистрация
Региональная газета Черняховского района Калининградской области

Не захлопывай за прошлым дверь...

2013-08-27

Дай Бог, чтобы я утрировал ситуацию, но если дело пойдет так и дальше, то эти несколько комнат на втором этаже черняховского вокзала могут оказаться единственным местом, где можно будет вспомнить о славной истории и былой мощи Черняховского железнодорожного узла. Вскоре от этой мощи, судя по происходящим изменениям, останется немного. Но это не вина наших железнодорожников, а результат глобальных политических и экономических изменений, свидетелями которых выпало стать нашему поколению. А вот историю славных дел черняховских железнодорожников мы обязаны сохранить. И это делают ветераны узла - те люди, для которых наша железная дорога стала судьбой. Но обо всем по порядку.

 

История, которую можно сохранить

 

20 лет назад страну охватил зуд реформирования. Перестраивалось все и вся. Россия срочно меняла направление развития, переходя с социалистических рельсов на капиталистические. Это зуд коснулся и такой, казалось, незыблемой государственной монополии как железные дороги страны, с их огромным сопутствующим хозяйством. Планировалось в четыре этапа реформы в созданном акционерном обществе «Российские железные дороги» освободиться от производственной и социально-культурной инфраструктуры - различных депо, ремонтных мастерских, вагонного парка, передав все это в руки частника. Под эту же «сурдинку» попадали ведомственные больницы и центры, Дворцы и дома культуры, жилой фонд...

 

Авторы реформы определили конечной целью преобразований оставить в РЖД только то, что конкретно работает «на колесо» - стальные магистрали и тягловую силу.

 

Недавно министр путей сообщения России Виктор Левитин заявил, что широкий размах должен приобрести в подведомственном ему хозяйстве завершающий, четвертый этап реформы.

 

Не берусь судить за государственных мужей, хороши эти преобразования или плохи. С высокого «шеста» и видно, наверное, больше. Но вот только с кем из наших Черняховских железнодорожников не разговаривал - с ветеранами, и с теми, кто сейчас еще продолжает трудиться на железнодорожном узле - все в один голос говорят, что ничего хорошего эта реформа не принесла. Я не беру в расчет руководителей - они в силу своего положения предпочитают отмалчиваться. Но те, кто долгие годы отдал становлению в послевоенные годы нашей железной дороги, те, кто сменил ветеранов в их нелегком деле, с болью смотрят на происходящее.

 

Нет у нас нынче черняховского локомотивного депо, коллектив которого с завидной постоянностью был и победителем, и призером общероссийского соревнования по результатам работы. На месте осталась лишь небольшая ремонтная база.

 

Черняховское вагонное депо калининградский «старший брат» сначала разделил пополам, забрав себе половину, а затем и вовсе передал на сторону - в Ярославское вагонное депо. Исчезли с карты города и железнодорожная больница, и Дом культуры железнодорожников. Жилые дома были переданы муниципалитету.

 

Когда черняховские железнодорожные предприятия входили в состав большой Прибалтийской дороги, они работали в напряженном ритме, чтобы справиться со все возрастающими грузовыми и пассажирскими потоками. Теперь положение изменилось. Наша колея оторвана от метрополии и эксклавное положение региона отрицательно сказывается на объеме перевозок. Поговаривают о том, что вскоре может прекратить свое существование и Калининградская железная дорога, как одно из самостоятельных структур Российских железных дорог.

 

Надо смотреть правде в глаза - происшедшие и происходящие изменения необратимы. Вряд ли в обозримом будущем снова заработает общая стальная колея, которая была при Стране Советов. Но вот память о прекрасных людях, водивших поезда и восстанавливавших разрушенное железнодорожное полотно под бомбами и снарядами во время Великой Отечественной войны, и потом приехавших поднимать из руин Инстербург, память об их преемниках, не уронивших славы фронтовиков в трудовых буднях, черняховцы сохранить обязаны. А потому особую актуальность приобретает та многолетняя работа, которую ведут директор Центра досуга нашего железнодорожного узла Ольга Николаевна Князева, ветеран черняховского вагонного депо, бывший мастер вагонного депо, Почетный железнодорожник СССР, более 40 лет отработавший на предприятии, Даниил Нарциссович Сычевский и их сподвижники. Они скрупулезно собирают документы и экспонаты о славных делах Черняховских железнодорожников. Для того чтобы со всем этим богатством могли познакомиться наши земляки, несколько лет назад они открыли на вокзале филиал музея Калининградской железной дороги.

 

Его экспозиция специфическая, поэтому создатели музея и не ожидали, что сюда валом повалит народ. Но надо понимать, что и город наш специфический - крупнейший железнодорожный узел области, откуда стальные ветки разбегаются сразу в четырех направлениях - на восток и запад, на север и юг. Огромная часть населения, так или иначе, связана с деятельностью железной дороги, на Черняховской земле родились и сформировались целые династии железнодорожников. Поэтому уже дети и внуки этих людей приходят в музей, чтобы самим увидеть те документы и экспонаты, которые рассказывают об их отцах и дедах. И вот тому доказательства.

 

Сюда тропа не зарастает...

 

... Ребячий гомон слышен еще издали. Внушительную стайку школьников под водительством классной руководительницы встречает у порога музея его хозяйка Наталья Князева. Знакомимся - учащиеся 3 «Б» класса лицея №7 со своей учительницей Ларисой Георгиевной Рыжовой. Сразу подумалось - попробуй-ка, удержи внимание этих непосед. Ведь не на уроке сидят, где сама обстановка обязывает быть собранным. Но я ошибся.

 

Директор музея передает бразды правления человеку, который знает об истории Черняховского железнодорожного узла почти все. Ведь именно Даниил Нарциссович Сычевский буквально с первым «десантом» железнодорожников из Литвы приехал восстанавливать Инстербург и его железнодорожное хозяйство.

 

Указка в его руках «листает» большие фотографии на стендах. Вот ребята видят трофейные немецкие паровозы, на которых начинали здесь работать наши локомотивщики, вот старые двуосные вагоны, которые теперь можно увидеть только в кино о былых временах, а вот легендарная теплушка, в какой-то период ставшая в нашей стране основным пассажирским вагоном. А вот третьеклассники видят огромный плуг посередине железнодорожного полотна. Ловлю недоуменные взгляды ребят - ведь ему, этому плугу, место в поле. Но ветеран рассказывает: такой плуг придумали фашисты, чтобы при отступлении, прицепив его к связке из двух паровозов, резать шпалы на железнодорожном пути. На «распаханной» дороге, рассчитывали они, еще долго не будет движения. Они ошибались! На такой исковерканный участок приходили ремонтные железнодорожные бригады и прокладывали под бомбами и снарядами новый стальной путь для наступающей Красной Армии. Ну, где такие свидетельства прошлого можно увидеть еще в Черняховске? Отсюда и ребячий интерес.

 

О той далекой войне многие из подрастающего поколения знают, что в окопах героически сражались наши солдаты и офицеры - фронтовики. Но ни одна атака и оборона не была бы возможна без той помощи, которую оказывали нашим воюющим войскам железнодорожники. Неспроста на всех железнодорожников надели военизированную форму и ввели воинский ранг отличия - погоны. Именно железнодорожники обеспечивали боеспособность войск, везя на фронт боезапас, боевую технику, живую силу, и вывозя в тыл раненых. И среди тех, кто совершал этот подвиг, были и те, кто сразу после войны стал нашим земляком и поднимал из руин Калининградскую область.

 

Вот об этих людях рассказывает юным черняховцам Наталья Князева. Специальная экспозиция посвящена Павлу Фроловичу Паршину. Пришла на нашу землю война. И он все четыре с лишним года водил свои поезда прямо к фронту, выбирался из разбитых и горящих от прямых попаданий бомб и снарядов составов и возвращался к своей опасной работе. Потом еще долгие годы работал на Прибалтийской железной дороге машинистом. За свой трудовой подвиг Павел Фролович удостоен звания «Почетный железнодорожник СССР», звания Герой Социалистического труда с вручением ордена Ленина, многих боевых медалей. Экспозиция о жизненном пути этого замечательного человека собрана в нашем музее.

 

А вот целая галерея с портретами, боевыми и трудовыми наградами, которые передали в музей на вечное хранение родственники черняховских железнодорожников-ветеранов. Это бывший главный инженер вагонного депо Анатолий Евтихович Агеев, главный бухгалтер вагонного депо Василий Прохорович Бузюкин, электрик Петр Степанович Кузьмин. Их уже нет с нами. А вот память об этих людях - перед глазами тех, кто еще только вступает в эту жизнь. И это замечательно.

 

...Фотография 1938 года. Вокзал Инстербурга. Он не похож на сегодняшний. Совсем другой фасад, значительно выдающийся в сторону нынешней Железнодорожной площади. А вот еще старенькая фотография. Это первый вокзал Инстербурга, куда приходили первые поезда из Кенигсберга. Мал, и, по нынешним меркам, неказист. Он так и назывался: Малый вокзал - Кляйнбанхоф. От этого здания нынче и фундамента не осталось. Вот на это свидетельство былого с интересом смотрят ребята. И действительно, такого больше нигде не увидишь.

 

Старые станционные часы и колокол, третий удар которого когда-то отправлял в путь составы, аппарат Морзе и первые дефектоскопы... Все прошло перед глазами юных посетителей, экскурсия которых закончилась у стоящих на постаменте на вечной стоянке у вокзала трудяг-паровозов. Что останется после нее в памяти тех, кому после нас жить на этой земле, и приумножать ее историю? Только, без всякого сомнения, след от соприкосновения с прошлым нашего края в душах школьников не пропадет. И это главное.

 

Хранить свидетельства прошлого

 

Читателю на первый взгляд может показаться, что этот материал «слеплен» из двух совершенно неоднозначных половинок - начал с сегодняшнего не очень благополучного состояния нашего железнодорожного узла и ушел в музейное прошлое. И не склеиваются эти две «половинки» в единое целое. Еще как «склеиваются»! Всегда надо помнить, что без прошлого нет ни настоящего, ни будущего. А вот с сохранением свидетельств прошлого у нас как раз не все благополучно.

 

Вспомним о том, что еще не столь давно практически в каждой черняховской школе был свой историко-краеведческий музей. Каждый из них создавался усилиями многих поколений учеников и их наставников. Здесь собирались свидетельства героических подвигов наших воинов, освобождавших этот край от фашистов, свидетельства трудового подвига тех первых переселенцев, что подняли из послевоенных руин землю, на которой мы нынче живем.

 

И в городе в некоторых школах еще хранят на стендах историю своих учебных заведений и те артефакты, которые открыла искателям наша земля с многовековой историей. В средней школе №8 есть музей имени Дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского, который когда-то создавался в стенах Черняховского Дома пионеров. Такое культурно-историческое наследие стыдно было бы потерять. Ведь имя этого прославленного полководца носит наш город.

 

А вот о том, что произошло с этими свидетельствами прошлого в сельских школах, говорить просто стыдно. «Оптимизация» нашего школьного образования жестко выкорчевала из многих деревенских поселков такие очаги культуры, как школы. Не перспективные. Тут, наверное, надо говорить о том, что «снимая голову, по волосам не плачут». Где уж тут до музеев...

 

А в памяти стоит один из них. По делам приехал в Калужскую среднюю школу. Само здание было на ремонте. Но тогда мне удалось попасть в те несколько комнат, где располагался школьный историко-краеведческий музей. Здесь, при виде собранных юными поисковиками материалов, перед глазами вставала история древнего поселка Грюнвальдхайде, который основали еще древние хозяева этих мест - пруссы. Большая экспозиция была посвящена славной дате - штурму нашими войсками этого крупного железнодорожного узла на нынешней территории Черняховского района. Найденное поисковиками оружие - советское и немецкое, пробитые каски, проржавелые пулеметные ленты, ременные пряжки с советскими звездами и немецким «Гот мит унс»... Все это было свидетельством ожесточенных схваток, которые помнила эта земля, и о которых не давали забыть эти находки. Новые стенды с уже пожелтевшими от времени фотографиями - новая история, уже мирная. Трактористы во время обеда в поле у давно канувшего в историю дизельного ЧТЗ, доярки у бидонов с молоком на полевом стане, первые восстановленные домики... И эту страничку освоения кусочка новой советской земли, которая получила название поселка Калужское, успели найти и сохранить школьные поисковики-энтузиасты.

 

Где теперь эти некогда любовно собранные экспонаты нашей богатой истории? Закрылась школа, канул без следа в вечность прекрасный музей. И если бы подобное было досадной случайностью. Захлопывая за прошлым дверь, пусть вынуждено, пусть подчиняясь необратимым временным изменениям, мы почему-то зачастую становимся «Иванами, не помнящими родства». Это обидные слова. Только собственная история должна быть стержнем нашего бытия. Иначе эту историю перепишут без нашего позволения, а бытие изменят другие. У которых с исторической памятью получше.

 

Юрий ЩУКИН

622

Оставить сообщение:

*#####* #######* *#####* *#####* *#######* ########* *#######* *#######* ###***### ###***### ###***### ###***### ##* *## ##* *## ##* *## ##* *## ##* *## ##* *## ####### ##* *## ##* *## ##* *## ##* *## ##* *## ##* *## ####### ##* *## ##* *### ##* *## ##* *## *##*##* ##* *## ***##** ##* *## ########* ##* *## ##* *## *#####* ##* *## *## ##* *## ########* ##* *## ##* *## ##### ####### *## ##* *## ###***### ##* *## ##* *## *###* ####### *## ##* *## ##* *## ##* *## ##* *## ##### ####### *## ##* *## ##* *## ##* *## ##* *## *#####* ####### *## ###***### ###***### ###***### ###***### *##*##* ###*### *## *#######* ########* *#######* *#######* ##* *## ### ### *## *#####* #######* *#####* *#####* ##* *## ##* *## *##