Добавление новости

*#####* *###* *##* *#######* ####* *###* ###***### **##* *####* #####* ##* *## ##* *#####* ######* ##* *## ##* *######* ##*#### *### ##* *####*##* ##* ### #####* ##* ####**##* ##* *## #####* ##* *########* ##* *## ***### ##* *########* ##* *## ##* *## ##* *##* ##* ### ##* *## ##* ##* ##*#### ###***### **###** ##* ######* *#######* ####### ##* #####* *#####* ####### ##*
icon_gotop
16+
autorisation
Войти | Регистрация
Региональная газета Черняховского района Калининградской области

Школа: из реальности в фантастику?

2013-08-27

Мне в детстве повезло - меня отдали учиться в одну из лучших школ города Черняховска - среднюю «вторую». К моменту окончания в далеком 1965 году, она уже несколько лет носила название политехнической и выпускала девушек портнихами, а парней столярами-краснодеревщиками. Но за приобретение этой рабочей профессии приходилось «расплачиваться» лишним годом обучения. Не помню, чтобы кто-то жалел об этих дополнительных двенадцати месяцах нашего взросления в стенах родной школы. У нас были прекрасные учителя, крепкие дружеские привязанности, первая, пусть потом не обретшая продолжения, любовь...

Это сейчас, когда приходиться бывать в новых современных школах, где проектами предусмотрены просторные помещения для рекреации учащихся, хорошие спортивные залы, специализированные столовые, спортивные городки, а то и целые стадионы, понимаешь, что по сравнению с современными школьниками многое нам было «недодадено». Например, во «второй», которая в довоенное время функционировала как профессиональное училище для девушек, никогда не было спортзала. Мы в холодную погоду занимались в небольшом приспособленном помещении, а когда пригревало солнышко, преподаватели физвоспитания вели нас на городской стадион. Небольшой школьный двор, огороженный со всех сторон заборами и стенами, во все времена, которые я помню в ученичестве, использовался как полигон складирования металлолома на «пионерский тепловоз», и макулатуры на «будущие учебники», которые каждый класс, соревнуясь, регулярно тащил сюда в неимоверных количествах. Здесь никогда и не пытались возводить спортсооружения.

...Если вспомнить историю становления черняховских школ, то подобные «узкие места» существовали практически во всех из них. Ведь большинство из зданий, в которые вселились советские школы в начале освоения этого края, бывшими хозяевами этой земли хотя и использовались как учебные заведения, но специализированные. И в них не предусматривались соответствующие помещения и сопутствующие сооружения, которые требуется иметь в наших современных школах. Исключение в Черняховске составляла, разве что нынешняя средняя школа №1, построенная по проекту великого европейского педагога и просветителя Песталоцци. Здесь были предусмотрены и прекрасный спортивный зал, и стадион за зданием школы, и жилье для преподавателей рядом с учебным корпусом. Но теперь даже руководству этой школы придется серьезно поломать голову, чтобы она соответствовала тем требованиям, которые предъявляют к учебным заведениям новые санитарные правила, принятые в России. Причем они касаются не только новых школ, или только проектируемых, но и всех без исключения учебных заведений. Не зависимо от формы собственности.

Вступили новые правила в силу 1сентября прошлого года. Какие же основные требования они предъявляют? При первом знакомстве с ними, учитывая финансовые возможности наших школ, возникает ощущения, что многое в них из области фантастики.

Начнем с пришкольной территории. Обязательная площадка для игр учащихся по новым нормативам должна иметь твердое покрытие. Ну, закатать ее в асфальт, как это сделано у лицея №7 - дело нехитрое. Была бы для этой цели свободная территория. А где ее взять у нынешней гимназии, средней школы №6, средней школы № 4, «севших» на территории плотной городской застройки? Из старых зданий здесь «на коне» может оказаться только средняя школа №5, расположенная в Шприндте, так как там есть место, где развернуться строителям.

Эти же санитарные нормы требуют, чтобы возле каждой школы был стадион. Причем не просто стадион, а с полем с травяным покрытием... Как обустроить требуемый зеленый газон? Как положено - вспахать, засеять, укатать. И постоянно подстригать, чтобы трава по высоте отвечала футбольным требованиям.

Надо не забыть и об обустройстве другой пришкольной территории. Новые нормы требуют, чтобы было озеленено не менее половины ее площади. И за этой зеленью нужно постоянно ухаживать, подрезать, подсеивать, чистить этот «оазис». Словом, для ухода за всем этим хозяйством в школе должен появиться новый работник. Назовем его по кругу обязанностей садовником.

Министерство образования России озаботилось и эстетическим воспитанием детей, о котором нам в былые времена и мечтать не приходилось. Для чего школам предписано иметь артистические уборные, кинопроекционные комнаты, помещения для хранения артистических костюмов и музыкальных инструментов. А библиотеки из тесных комнат предписано переселять. Теперь они должны быть не просто местами для хранения и выдачи книг школьникам, но и справочно-информационными центрами. С компьютерами и базой данных.

И о здоровье ребятишек в Министерстве образования РФ не забыли. Новые санитарные правила четко оговаривают наличие на первом этаже учебного заведения кабинета врача и процедурной комнаты, каждая не менее 14 квадратных метров. Приплюсуйте сюда еще наличие туалета и помещения для уборочного инвентаря.

Правила, слава Богу, не требуют, а пока только рекомендуют размещать начальные классы в отдельном блоке с выходом на пришкольную территорию. Продленка для первоклашек - только с тихим часом и раздельными спальнями для мальчиков и девочек.

Новые правила однозначно оговаривают: занятия для малышни - только пятидневка без оценок и домашних заданий. И обучение только в одну смену. В классе - не более 25 человек.

Нарисованная картина, «краски» для которой взяты из новых санитарных правил, и впрямь сродни фантастической. Но, тем не менее, правила эти - уже свершившийся факт. Трудно спорить с тем, что все предписанное ими не разумно. Но вот вопросы - где руководители школ возьмут средства на травяное покрытие стадионов, обустройство артистических уборных и все прочие нововведения?

А где взять стольких специалистов - врачей и медсестер на каждую из восьми городских и трех сельских школ? Их-то и в нашей городской поликлинике и центральной районной больнице не хватает.

Вот с этим я и отправился к руководителю Черняховского управления образования и охраны детства Ирине Душакевич. Вот, что она мне рассказала:

- Новые санитарные правила для учебных заведений вступили в силу и обязательны для выполнения. От этого никуда не денешься. Конечно, их легче претворять в жизнь в современных школах, построенных там, где для пришкольной территории выделялось достаточно земли. Скажем, в средних школах №3 и №8. Такая же ситуация будет со школой на полторы тысячи мест в районе улицы Победы, которую начнут строить уже в этом году. В этих учебных заведениях есть и будет возможность по настоящему обустроить стадионы, как того требуют правила, и озеленить территорию.

Но сделать все одним махом не получится. На это просто не хватит денежных средств и сил. Как, впрочем, и на другие нововведения, регламентируемые этими нормативами. И путь здесь один - все работы выполнять поэтапно, по мере поступления денег, которые наше образование получает из трех источников - федерального, областного и местного. «Наверху» это понимают и с ножом горлу не лезут. Там видят, что в наших школах работа по внедрению новых правил проводится. Взять хотя бы требования к обустройству врачебного и процедурного кабинетов. В старых зданиях, где расположены школы, мы не можем их разместить на первом этаже. В гимназии №2 этот «медицинский центр» мы разместили там, где была возможность - на втором этаже. Но зато ремонтники выполнили все условия, которые предъявляются к этому объекту. И к 1 января он уже вступил в строй, не вызывая нареканий ни у Роспожнадзора, ни у Роспотребнадзора.

Что касается «наполняемости» наших школ медицинскими кадрами. Иметь в каждом учебном заведении «своих» медработников мы, конечно же, не можем. Но и это проблема решается. Врачей и медсестер нам выделяет из своего штата Черняховская ЦРБ. И зарплату они получают в ЦРБ. У нас по этому поводу с руководством больницы заключен договор. В период вакцинации, при вспышках инфекции или медосмотре медработники всегда работают в наших школах. Так что ни о каких деньгах, которые бы мы намеревались брать на исполнение требований новых санитарных нормативов с родителей учеников, не может быть и речи.

Не можем мы пока выполнить требования правил об организации учебы ребят в одну смену. Три школы у нас пока работают в две смены. И исправить ситуацию можно только за счет того, что в Черняховске появятся новые современные учебные учреждения.

Беседа с руководителем черняховского образования хоть и нивелировала у меня некоторые «острые углы», возникшие при знакомстве с новыми санитарными правилами, но все же оставила некий горький осадок в душе. От того, что не избавила от ощущения, что все разработчики этих нормативов, хоть и мотивированы благими намерениями, но из своих московских кабинетов совершенно не видят реальной жизни, и за пределы МКАД не выбираются. Одно дело опираться при таких разработках на опыт столичных школ, а другое - знать их реалии в глубинке. Так и хочется сказать словами известного политического деятеля - «страшно далеки они от народа».

Юрий ЩУКИН
366

Оставить сообщение:

##* *## ##* *## ### *## ##* *## ###* *## ##* ### ####* *## ##* *##* *###* ##* *## ####* *## ##* ###* *#####* ##* *## #####**## ##* *##* ###*### *##*##* ######*## #######* ##* *## *#####* ##*###### ####### ##* *## ##### ##**##### ###*###* ##* *###* ##* *#### ##* *### ##* ##### ##* *#### ##* *##* ##* *## *#####* ##* *### ##* ### ###*### *##*##* ##* ### ##* *## *#####* ##* *## ##* *## ##* *## *###* ##* *##