Добавление новости

##* *## *#* *#####* ##* ##* *## *### *#######* ##* ##* *## *##* ###***### ##* ##* *## *###* *###* ##* *## *###* ##* ##* *## *##* *#####* ##* *## *#####* ##* ##* *## *### ###*### ##* *## ###*### ##* ##*###*## ###* ##* *## ##* *## ##* *## ##* ##*###*## *### #####* ##* *## ##* *## ##* ######### ###* *#####* ##* *## ##* ##* ######### *##* ***### ##* *## ##* *##* ####*#### *###* ##* *## ##* *## ##* *## *###* ###* *### *##* ###*### ###***### ###*### ###* ### ### ###* *#####* *#######* *#####* ##* ##* *## *#* *###* *#####* *###*
icon_gotop
16+
autorisation
Войти | Регистрация
Региональная газета Черняховского района Калининградской области

Полвека с кистью и мольбертом

2013-08-30
В этом году Черняховская детская художественная школа имени Марии Тенишевой отмечает свой полувековой юбилей. Началом своей истории «художка»  обязана кружку ИЗО, организованному в далеком 1962 году прошлого века несколькими энтузиастами. Тогда он расположился на третьем этаже одного из классов музыкальной школы. Руководил им, а, по сути, стал первым директором художественной школы, Иван Николаевич Аксенов, проработавший на этой должности вплоть до 1969 года.
Кружок со временем разрастался, привлекая в свои ряды все больше и больше учеников. Понятно, что всех желающих в своих стенах кружок уместить не мог. И тогда ему пришлось переехать в одно из зданий на улице Ленина, где нынче расположился отель «Кочар». Там в  распоряжении художников оказался целый этаж, на котором вмещались и четыре учебных класса, и кладовка в придачу. Было где развернуться в творческом порыве. В теплое время года юные художники наслаждались простором новой студии, однако зимой в помещениях было настолько холодно, что в скульптурном классе буквально замерзала глина.
В 1969 году, после отъезда Ивана Николаевича Аксенова  в родной для него Волгоград, «художку» возглавил Федор Васильевич Рыжов. Благодаря ему, а также тогдашнему председателю Черняховского горисполкома Владимиру Дубасову, детская художественная школа переехала на одну из самых красивых улиц города, в один из самых удивительных черняховских особняков. С того момента и по сей день художественная школа располагается именно в нем - в доме №15 по улице Пионерской. Только сегодня она занимает весь особняк…
В 1969 году все было по другому. Сорок три года назад на первом этаже особняка располагалась библиотека, второй заняли юные художники, а на третьем этаже находились разнообразные конторы, не имеющими к миру живописи никакого отношения. В общем, здание принадлежало одновременно всем и… никому. И, как обычно бывает в таких случаях – когда у здания несколько хозяев, каждый надеялся сделать ремонт за счет соседа. Во время этих невзгод, а, может, и благодаря им, в художественной школе сложился  сильный коллектив единомышленников, друзей – талантливых молодых людей, увлеченных общим делом. Именно эти времена с особой теплотой вспоминает нынешний директор «художки» Ольга Александровна Кошелева.
- Золотое время! А какие великолепные люди работали вместе! Николай Александрович Бабин – профессионал, талант с большой буквы. Михаил Яковлевич Солдатенков – замечательный преподаватель и интеллектуал. Владимир Николаевич Огарков – интересный человек, великолепный организатор, умный, воспитанный. Кстати сказать, третьим директором, после Федора Рыжова, стал как раз таки Владимир Николаевич Огарков. Он возглавлял школу в течение двенадцати лет. Наш коллектив очень любил его, а он отвечал нам взаимностью.
В самом начале 90-х годов школу возглавила Ольга Александровна Кошелева. И именно при ней черняховская «художка» стала одной из лучших художественных школ Калининградской области. Но это уже сегодня. А тогда, двадцать лет назад, Ольга Александровна категорически отказывалась от предложенной ей должности. И в данном случае решающую роль сыграла ее бывшая ученица – Елена Новикова, которая  буквально заставила Ольгу Александровну, как говорится, «взяться за гуж». Вот что она рассказывает сегодня.
- В то время я чувствовала себя ужасно уставшей. Работала на износ. Помимо школы, трудилась внештатным экскурсоводом. А это выезды в Литву с группами иностранцев каждые выходные. Хотелось бросить все и отдохнуть, силы были на исходе, а тут еще это предложение. Очень не хотела, но Елена спросила меня – как же вы, Ольга Александровна, будете жить без школы, куда вложили столько сил и энергии, без этих талантливых ребят? Особого выбора не было, потому что Володя Огарков принял решение уйти во что бы то ни стало, но его не отпускали, пока не найдет себе замену. В конце-концов, решение было принято. Я позвонила Владимиру и сказала, что согласна возглавить школу. Так сказать, «принимаю корону»…
Так новый директор начал свою работу. И первое, что она сделала, добилась того, чтобы здание по улице Пионерской полностью, от подвала и до чердака, было отдано художественной школе. И сразу после этого стены в помещениях «художки» покрылись старыми газетами, а в коридорах появилась меловая взвесь. Новый директор вместе с коллективом начала ремонт, которого исторический особняк ждал уже не одно десятилетие. Состояние, в котором им досталось здание, иначе, чем жутким не назовешь -проемы без дверей, как мрачные проходы в мир разрухи, туалеты без полов, стены сыпались серой пудрой видавшей виды штукатурки. Всего лишь за месяц работники «художки» привели в порядок классы, сами красили стены и окна. Затем взялись за коридоры, этажи и  находящийся в ужаснейшем состоянии выставочный зал. По их задумке он должен был стать сердцем школы, эпицентром творчества, в котором можно было бы наконец выставить многочисленные работы художников. Ведь им место не в загашниках, где их никто не увидит, а именно на стенах выставочного зала. Зачастую работники «художки» вкладывали в ремонт и свои кровные – так им хотелось, чтобы школа побыстрее приняла достойный мира искусств облик. Чтобы возродилась как феникс из пепла и засияла чистотой и красотой, а в помещениях поселился уют, и тогда детишки будут идти в нее как на праздник. В общем-то так оно в итоге и случилось!
 Открытие выставочного зала состоялось в мае 1995 года на Кирилла и Мефодия, в День славянской письменности. Сегодня в выставочном зале экспонируются работы учащихся школы, города, области, городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Помимо этого в этом великолепном помещении проходят камерные концерты фортепианной музыки и концерты вокалистов, поэтические вечера.
А еще через пару лет – в 1997 году, в художественной школе открылся музей традиционных русских ремесел, в котором нынче собраны изделия народных промыслов из разных областей России.
О.Кошелева: - Музей – наша гордость. Перед его открытием мы напрямую созванивались с промысловиками, просили их привезти свои экспонаты. Сначала на наши просьбы откликнулись павлово-посадские мастера, затем у нас появилась коллекция скопинской керамики. Кстати сказать, эта коллекция сегодня является третьей по величине и художественному уровню в России. Известные мастера Городца и Нижнего Тагила также прислали нам свои удивительные произведения. Спасибо огромное всем предпринимателям, кто помогал нам собрать все это великолепие. Самое важное – наш музей интересен не только иностранным гостям, но и рядовым  жителям города, района и области. Это не удивительно – на географической карте наша область это остров, не имеющий общих границ с «большой» Россией. А наш музей, в свою очередь, островок народной культуры этой «большой» России, ее уникальной керамики, неповторимой росписи. Могу с гордостью сказать, что наша коллекция давно уже предмет доброй зависти многих именитых музеев нашей страны.
В июне 2003 года школе было присвоено имя княгини Марии Тенишевой – русской дворянки, художницы и мецената. Это большая честь для провинциальной художественной школы. Ведь имя Марии Тенишевой олицетворяет собой русскую культуру. И не просто олицетворяет, собственно, ее можно назвать музой русского художественного творчества. Именно она в конце 19 века  основала художественную школу в Петербурге, открыла Музей русской старины в Смоленске. Заветная мечта Марии – эмалевое дело. И именно благодаря ее трудам были разработаны и получены более двухсот тонов непрозрачной эмали.
С момента основания в Черняховской художественной школе прошло уже пятьдесят четыре выпуска. Нынче многие ее выпускники, продолжив обучение, начатое в ней, успешно работают в творческой сфере по всей России. Однако нашлись и те, кто настолько проникся духом черняховской «художки», что пожелали остаться в родных ее стенах. Практически все преподаватели школы имени Марии Тенишевой – бывшие ее ученики. Это и Елизавета Баркалова, и Ирина Демидова, и Наталья Лялякина, и Вадим Кошелев, и многие другие… Для них школа стала по настоящему родной. Каждый человек в этом дружном коллективе дополняет друг друга, как яркие цветы в букете, каждый выполняет свою работу, и каждый из них по-своему ценен. Все они профессиональные педагоги и талантливые художники.
О.Кошелева: - Меня очень радует и одновременно огорчает то, что классы школы переполнены. Она рассчитана всего лишь на двести пятьдесят учеников. Однако уже сегодня в нашей школе занимаются двести шестьдесят девчонок и мальчишек. Детям очень интересна и близка великая русская культура, и мне искренне жаль тех родителей, которым мы вынуждены отказывать в поступлении из-за нехватки мест. А ведь каждому малышу просто необходимо дать шанс реализовать себя. Мне как педагогу и как художнику естественно хочется найти в каждом ребенке талант. Воспитать его, обучить, передать весь свой опыт, все секреты мастерства и выпустить на волю как прекрасную жар-птицу, несущую радость и красоту в наш мир.
За последние два года в художественной школе прошло более сорока выставок живописи, графики, прикладного искусства. Но выставки учеников этого учебного заведения проходят не только в его стенах. Своеобразным выставочным залом стал и центральный рынок, в котором ежемесячно выставляются работы учеников школы. Кстати сказать, эту идею познакомить как можно большее число черняховцев с творчеством нашей детворы, подал директору художественной школы нынешний владелец рынка, или правильнее – Торгового комплекса «Центральный»  - Дмитрий Плахов.
Летом нынешнего года Черняховская художественная школа начала сотрудничество с консульством Литовской Республики в Калининграде. Благодаря  этому жители нашего города имеют возможность ближе познакомиться с творческой жизнью наших соседей.
- Сегодня я думаю - уходить мне в отставку, или нет? С одной стороны, хочется отдохнуть от административной работы и заняться любимым творчеством. Ведь этой административной работы так много, что я совсем уже забыла, когда последний раз брала в руки кисть. Когда бываю на выставках и вижу  рисующих углем, пальцы непроизвольно начинают сжиматься и повторять движения художников… - с задумчивой улыбкой говорит директор.
 
DSC_2233
Однако на мой вопрос о планах на будущее, Ольга Александровна, забыв о своих мечтах,  отвечает:
 - Планы на будущее? Очень хочется организовать на пришкольной территории сад-музей в стиле «модерн», рассадить кусты дикой розы и расставить в специальных павильонах статуи. Этот сад будет прекрасно гармонировать и с нашим зданием, да и со всей улицей Пионерской…
А затем Ольга Александровна провела меня по всем этажам художественной школы, показала классы для учеников, японский электрический гончарный круг, печь для обжига, музей, выставочный зал и изумительные работы учеников и преподавателей. Когда я поднимался по лестнице вестибюля, то обратил внимание на стены. На них сплошным ковром висят  многочисленные грамоты и благодарности на разных языках мира. Это значит только то, что за пятьдесят лет Черняховская художественная школа получила мировую признательность. Что силы педколлектива и директоров нашей «художки», отданные сохранению и продвижению нашей русской, самобытной культуры были не напрасны. Но все же главной наградой для школы и всех черняховцев является то, что в ее стенах руки черняховских ребятишек продолжают творить уникальные шедевры, пополняя тем самым, как бы это ни удивительно звучало, богатейшую русскую культуру. И делают они это благодаря опыту и мастерству, который им передают их талантливые педагоги.
 
Федор Е.ДИДЕНКО
1477

Оставить сообщение:

##* *## ######### ##* ##* *## ######### ##* ##* ### ###****** ##* ##* *##* ####### ##* *###* ##* ##* ###* #######* ##* *#####* ##* ##* *##* ##***** ##* ###*### ##* #######* ##* #######* ##* *## ##* ####### ###### #######* ##* *## ##* ###*###* ###### ###**** ##***## ##* ##* *### ##**** ##* ####### *##* ##* *##* ##* ##* ####### *###* ##* ### ##***** ###****** ##* *## ###* ##* *## #######* ######### ##* *## ##* ##* *## ####### ######### ##* *##